Племена Америки:
Древняя Америка:
Чокнутый Фредди![]() |
НАРЕЧЕННАЯ БОГУ![]() |
Тайник совсем рядом![]() |
Развитие МезоАмерики:
![]() Источники по истории и медицинеПисьменные памятники Возможность изучения древних текстов аборигенов Америк... |
![]() Культура КловисКультура Кловис относится к более позднему периоду по сравнению с Сандиа. Она ... |
![]() Собака в Мезоамерике не только пищаПервые европейцы, прибывшие в Новый Свет, были совершенно не готовы к тому, чт... |
|
Религиозная система древних ольмеков |
Древние племена - Ольмеки |
Проблема реконструкции религиозной системы является одной из наиболее сложных для всей ольмекской археологии, поскольку ольмеки не оставили после себя письменных источников. Многочисленные имеющиеся факты - произведения монументальной скульптуры и искусство малых форм, архитектурные ансамбли, клады и тайники - не говорят сами за себя, а требуют аргументированной интерпретации. Структурно любой культ (в т. ч. и ольмекский) представлен несколькими составляющими: 1) божествами или сверхъестественными силами, которые являются предметами культа; 2) космологией, объясняющей происхождение мира и его систему; 3) ритуалами и церемониями, отражающими эту космологию; 4) служителями культа, регулирующими и отправляющими церемонии и ритуалы; 5) местом отправления культа (ритуальными сооружениями, храмами, святилищами, священными элементами ландшафта); 6) атрибутикой культа (жреческими аксессуарами, украшениями, амулетами, ритуальными приношениями и др.). В случае с ольмекской культурой основными путями интерпретации религиозной системы являются иконографический анализ скульптуры и произведений искусства, данные о религиозных системах цивилизаций майя и астеков, известных нам по письменным источникам и описаниям очевидцев, а также этнографические параллели с религиозной практикой мезоамериканских индейцев. Среди множества интересных и, порой, парадоксальных интерпретаций ольмекской религии выделяется т. н. «гипотеза преемственности» - представление о том, что все мезоамериканские культуры имеют общую базу, некий комплекс представлений о мироздании, в различной форме устойчиво проявляющийся во все периоды доколумбовой истории региона и сохранившийся в трансформированном виде и после колонизации[245]. По мнению одного из признанных экспертов в этой области - П. Йоралемона, «существует базовая религиозная система, общая для всех мезоамериканских народов. Эта система сформировалась задолго до того, как получила монументальное воплощение в ольмекском искусстве, и существовала долгое время после завоевания испанскими конкистадорами основных политических и религиозных центров Нового Света...»[246]. Этот подход был блестяще продемонстрирован еще М. Коваррубиасом при анализе эволюции изображений божеств воды и дождя[247], а затем в целой серии исследований по иконографии ольмекского искусства и его параллелях с аналогичными образами в религиозных системах майя и астеков, а также в эпических произведениях типа «Пополь-Вух»[248]. При небольших оговорках (сходные символы в разных по времени культурах не всегда обозначают одно и то же) именно этот путь наиболее эффективен и перспективен. П. Йоралемон выделяет три традиции, характерные, по его мнению, для ольмекской религиозной системы: - шаманизм как наиболее древнюю из традиций, основанную на трехмерном вертикальном подразделении мира на верхний, средний и нижний, представлении о четырех сторонах света и центральной оси в виде мирового древа, горы или иного вертикального символа, особой роли шамана как посредника между сверхъестественными силами, мирами, предками и людьми; - земледельческие культы, направленные на поддержание плодородия и обращенные к астрономическим объектам (солнцу, луне, планетам, созвездиям), а также мирослагающим стихиям (огню, воде, земле) и значимым элементам ландшафта (горам, скалам, водопадам, источникам, рекам, пещерам и др.); - культ правителя в виде системы представлений, направленных на ритуализацию исключительного положения, происхождения, способностей и прерогатив лидера. Этот статус подчеркивается и многократно тиражируется в церемониях, мелких произведениях искусства и монументальной скульптуре |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
Российские сторонники концепции “материнской культуры”![]() Среди современных историографов древних мезоамериканских культур можно выделить Г.Г. Ершову. В 2000 г |
ДРЕВНЕАЦТЕКСКИЕ ТЛАТОАНИ![]() Акамапичтли (1376-1396), первый ацтекский правитель, имел весьма символическое имя: оно в переводе означало «пучок... |
Экспедиция М. У. Стирлинга в 1930-1940-е гг![]() Исследования М. У. Стирлинга конца 1930 - первой половины 1940-х гг. вошли в историю как «исследования экспедиции Наци... |
Ольмеки: один из загадочных народов древности![]() В анналах мировой истории довольно часто встречаются народы, вся родословная которых исчерпывается двумя-тремя фразами... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Колха![]() Сведения о Колха сообщают нам урартские надписи VIII в. до н. э. Так называли урартийцы колхские племена |
Пеласги и родственные им племена![]() Исторической науке уже давно известно, что догреческое население Балкан и Эгеиды называлось пеласгами, лелегами и кари... |
ПЛЕМЕНА БУРЯТИИ![]() ХОРИ Потомки племени хори - нынешние хоринские буряты, как называют также бурят, проживающих в Хоринском районе Бур... |
|