Племена Америки:
Развитие МезоАмерики:
![]() Цветки и завитки в иконографии ТеотиуаканаТеотиуакан, существовавший в долине Мехико также в классический период (100-... |
![]() Одомашненные культурыКак только индейцы Мезоамерики начали вести осёдлый образ жизни, они стали кул... |
![]() Кукуруза и пещеры ТеуаканаДо 1945 г. происхождение кукурузы было покрыто тайной. Данные археологии указы... |
|
|
| Рядом - т'боли |
| Культура и развитие - Племена сегодня |
|
|
| Читайте: |
|---|
Проблемы диких племён:
Зеленая мечта: качественный автополив![]() В наше время для поливки газонов, огородов, садов и прочего активно используются современные технологии. Уже давно во вс... |
Какой ценой образовалось буржуазное общество![]() Через 26 дней после испытания ядерного устройства в пустыне Нью-Мексики, бомба сброшенная на Хиросиму уничтожила по ме... |
Британские телевизионщики завезли в перуанское племя опасный вирус![]() Власти Перу обвиняют представителей британской телекомпании в распространении смертоносной инфекции среди представител... |
ПРЕЛЮДИЯ К КОНКИСТЕ![]() Кортес отплыл в страну, названную позже Новая Испания, 10 февраля 1519 года. Ему тогда было тридцать три, и пятнадцать... |
|
|
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Племена Европы и Азии во II тысячелетии до н. э![]() На огромных пространствах Европы и Азии, лежавших вне областей развития древних рабовладельческих государств, на рубеж... |
Восточныи уркестан![]() К западу от Китая, преимущественно в бассейне реки Тарима, были расположены города-государства Восточного Туркестана В... |
Фергана![]() С конца II в. до н. э. начинаются военные походы китайцев на территорию Средней Азии, прежде всего в Фергану |
|
|



Они действительно рядом: час полета на вертолете, и из района,где проживают тасадай-манубе, можно попасть в деревни племени т'боли.Но если в вашем распоряжении нет вертолета, если вы можете положитьсялишь на собственную пару ног, - вы доберетесь за месяц. Может быть. А если вообще не знать, что у вас есть соседи, вы не доберетесьдо них никогда. В Маниле, филиппинской столице, обычно называют остров Минданао диким-диким Югом . И верно: до самого недавнего времени народы,населяющие горные районы острова, были напрочь изолированы отэкономических и культурных центров Филиппин. А это не могло неотразиться на уровне их развития. Внешний мир представал пред ними вобразе миссионера, чиновника, прибывшего переписать население иустановить налоги, торговца, втридорога продавшего всякие нужные вещи,сделанные в далеких от гор Минданао местах. После войны с цельюподнять культурный уровень Юга, а заодно и разгрузить перенаселенныеместа правительство стало поощрять переселенцев: ведь если на Лусоне,самом развитом из Филиппинских островов, плотность населения достигаеттрехсот пятидесяти человек на квадратный километр, то на Минданао натом же километре живет едва один человек. При всем уважении кстатистике следует оговорить, что излюбленные ею средние цифры хорошина бумаге, а в действительности люди населяют не весь остров, а лишьудобные для жизни прибрежные и равнинные места; в горном тропическомлесу можно бродить месяцами, не встретив живой души. Переселенцыстарались занять именно эти удобные места. Начались конфликты, вскорегорцы познакомились с солдатами, которые защищалихристиан-переселенцев1. 1 Переселенцы направляются в основном из перенаселенных районов о-ва Лусон, где живет крупнейший народ Филиппин - тагалы. Тагалы - христиане-католики, их язык - государственный язык Филиппин. Так возникла между коренным населением и пришельцами глухая стенавзаимных обид, вражды и ненависти. Все это отнюдь не помогало основнойзадаче: поднять культурный уровень Юга. И все же, когда появилась наМинданао промышленность, выросли города, пролегли во внутренние районыдороги, горцы стали понемногу втягиваться в общее развитие страны. ...Когда на карте острова Минданао - даже самой подробной - точками или квадратиками обозначены поселения горцев - барриос, неследует слишком доверять этим значкам. Дело в том, что каждые два-тригода горцы переносят свои деревни: поле истощилось, или, как считаютлюди племени т'боли, душа риса ушла из земли и поселилась в новомместе. Надо это место найти. Шаман-дугуни с несколькими помощникамиуходит искать участок для нового поля. Душа риса , как известно, любит более-менее ровные участки,поросшие деревьями, не слишком толстыми и не слишком тонкими, покрытыевысокой травой. Найдя участок, дугуни и его помощники проверяют его:привязывают к колышку поросенка, а сами уходят подальше. Еслипоросенок за ночь исчез, все в порядке, душа риса согласна послужитьлюдям племени т'боли еще года два-три, пока вновь ей не надоест ивновь не переберется она на новый участок. Но и люди за то обязаныхорошо ее поить водой, кормить золой, а по праздникам - и кровьюпоросят и кур. Да и замерзла душа риса в земле - хорошо быпогреться! Чтобы согреть ее, мужчины устраивают пожар: выжигаютвыбранный участок; потом поят душу : проводят каналы. В день посева выстраиваются мужчины длинной шеренгой. У каждого вруках заостренный кол. Шаг вперед - кол выдернут, а там, где онвонзился, осталась воронкообразная ямка, снова шаг, и так до тех пор,пока не покроется ямками все поле. Следом за мужчинами идут женщины идети. В каждую ямку кладут зерна; ловким движением пятки засыпаютямку. (Кстати, все эти процедуры с согреванием и кормлением душириса в науке называются подсечно-огневым земледелием.) Дальше уже рисом будут заниматься женщины. Мужская работаокончена, но когда женщины начнут полоть рис, их мужья и отцы придутна поле с тростниковыми флейтами и барабанами, сядут по краям поля иприятной быстрой музыкой будут, подбадривать женщин. (Следуетпризнать, что тут горцы Минданао обогнали Европу, где лишь в самыепоследние годы специалисты по научной организации труда додумались дотого, что веселая музыка помогает ускорить темп работы.) Рисовое поле обрабатывают сообща: выжигают кустарник, вырубаютдеревья, а дальше каждая семья занимается своим участком сама. Иурожай у каждой семьи разный - где больше работников, где меньше, гдеинвентарь получше; кое у кого есть и рабы, которые ухаживают запосевами, стерегут урожай от птиц и животных. Рабство у горцев наМинданао патриархальное, попадают в него обычно за долги, и раб можетвсегда выкупиться, но тем не менее оно существует, ибо у т'боли естьбогатые и бедные, есть люди, с трудом дотягивающие до урожая, и естьлюди, амбары которых ломятся от риса, бататов, таро. Как тут не вспомнить тасадай-манубе, которые немедленно делятпоровну все, чем завладеют! (И вот вам один из вопросов, мучающихфилиппинских этнографов: должны ли тасадай-манубе научитьсястяжательству и познать собственность? Некоторые считают, чтообязательно должны, ибо без этого они останутся невосприимчивыми кновому. Другие же этнографы полагают, что развитие затерянного племениможет пойти и иным путем.) У риса одна душа, считают люди т'боли. И у каждого дерева естьдуша, и у реки, и у камня, и у кошки, и у меча. А вот у человека - дведуши, правая и левая. Правая душа всегда находится при нем (ну развечто ночью может отправиться на прогулку), а левая большую частьвремени странствует. Когда же человек умирает, правая душа становитсядухом - покровителем рода; левая же - злым духом или тигром. Иногдатакой тигр может превратиться в человека, чтобы коварно вредить людям.Но его очень легко опознать: у него ровные белые зубы. Настоящие желюди подпиливают себе зубы и покрывают их черным лаком. Когда к горцам приходят миссионеры, говорят непонятные вещи ивмешиваются в жизнь, все видят их звериные белые зубы, каждому т'болиясно - это левые души . Их деятельность заранее обречена на провал.Хорошо еще, если их не убьют, а просто изгонят из деревни под уханьебарабанов и заклинания дугуни. Неожиданный успех имел в горах Минданао манильский монах ПедроВирай. Причина была проста: у проповедника почти все зубы былизолотыми (не удержался святой отец от мирской суетности и, вместо тогочтобы вставить почти настоящую пластмассовую челюсть, украсил ротпрезренным металлом!). Хотя т'боли и поняли, что у человека такихзубов быть не может, но уж если это дух, то дух какого-нибудь умершегошамана или вождя. И они покорно и быстро выполнили все, что требовал золотозубый дух . И так же быстро забыли все, чему он учил, стоилолишь ему покинуть горы. Но зато в хижине шамана, помимо старых идолов,появилось несколько икон и статуэток католических святых... Чему же могут научиться тасадай-манубе у своих соседей? Многому - ибо т'боли искусные земледельцы, хорошие кузнецы и ткачи, они строятудобные дома и проводят воду на свои рисовые поля. И притом все это настоль низком, примитивном уровне, что не требует какого-топредварительного большого запаса культуры для освоения. Вопрос вдругом: как объяснить тасадай-манубе, что им надо учиться у соседей?То, что научиться они способны, сомнений не вызывает. Освоили же ониловушки и капканы, делать которые научил их первооткрыватель Дафал,охотник из племени манобо-блит. Но как вы объясните людям, что им надо научиться обрабатыватьземлю, сажать рис? Ведь рис для тасадай-манубе в отличие от т'боли,манобо-блит, тирураев, таганаоло вовсе не предмет первойнеобходимости. Было такое предложение: разбросать в местах обитаниятасадай-манубе семена дикорастущего риса: рис прорастет, тасадаи нанего наткнутся, соберут, он им - конечно же! - понравится, и онизахотят его постоянно иметь на своем столе (мы хотели сказать - набанановом листе, заменяющем стол). Эта теория вряд ли выдержала быпроверку практикой. Ибо одно дело научиться есть рис, а другое - захотеть его выращивать. Филиппинская пословица не зря утверждает, что все любят рис на столе, но не все на поле . ...Ушла с поля душа риса , и отправились на ее поиски шаман спомощниками. Глубже и глубже уходят они в горные джунгли, совсем ужеблизко к не тронутому людьми и временем лесу, где бродяттасадай-манубе. И может быть, несмотря на старания этнографов, оченьскоро состоится встреча соседей. Ведь тасадай-манубе и т'боли рядом; между ними - час полета навертолете. И тысяча лет...

















