Племена Америки:
Древняя Америка:
Тайник совсем рядом |
Торговцы |
Общие сведения |
Развитие МезоАмерики:
Культура ФолсомКультура Фолсом датируется периодом 9000 — 7000 гг. до н. э. Она характеризует... |
Великие культуры МесоамерикиК тому времени, когда у берегов Америки появились первые испанские корабли, ве... |
Развитие медицинских знанийМедицина великих цивилизаций доколумбовой Америки была на уровне основных дост... |
|
Первое знакомство с тасадай-манубе |
Культура и развитие - Племена сегодня |
Первым человеком, который встретил тасадай-манубе, был охотник изплемени манобо-блит. Обилие малопонятных слов в этой фразе требует разъяснения. Племяманобо-блит живет в южной части филиппинского острова Минданао.Тасадай-манубе - тоже племя, обитающее на том же острове в дождевыхлесах, покрывающих склоны хребта Тасадай. Если посмотреть на картуострова Минданао, то между местами обитания обоих племен расстояниесовсем незначительное. Однако оно вмещает и горные ущелья, инепроходимые леса, и стремительные реки. Но не только они обычноразделяют два племени-соседа. У здешних племен не принято охотиться втех местах, где живут чужие люди. Незримые границы между племенами всечетко знают. Но о том, что племя тасадай-манубе вообще существует, не зналникто: ни чиновники из Панамина (филиппинского агентства по деламнациональных меньшинств), ни власти провинции Котабато, ни люди изсоседнего племени манобо-блит. Встреча произошла в 1966 году, когда забравшийся глубоко вджунгли охотник набрел на стоянку людей, говоривших на неизвестном емуязыке. Люди эти - невысокие, со светло-шоколадной кожей и волнистымиволосами, в большинстве своем не носили никакой одежды. У них не былодомов, и вся стоянка состояла из десятка шалашей да общего костра. Когда в июле 1971 года в деревню племени манобо-блит попалантрополог Мануэль Элисальде, руководитель Панамина, охотник рассказалему о странной встрече. - Вам это будет интересно, - говорил он, - совершеннейшие дикари,не знают даже, что такое табак. ...Дорога по земле заняла бы слишком много времени. Вызваливертолет... Элисальде так рассказывает о своем путешествии к неожиданнонайденному племени. ...Наш вертолет промчался над мягко всхолмленной долиной и крутосвернул к горе, поросшей темно-зеленым дождевым лесом. Эти джунгли - пожалуй, самые непроходимые на Филиппинах - сплошь покрывают склоныгор, вершины же их окутаны мглой и туманом. Где-то здесь, срединевероятно густых зарослей, бог знает сколько веков живет в абсолютнойизоляции неизвестное миру племя. Вертолет летит над склоном, где люди племени манобо-блит недавноначали вырубать и выжигать джунгли под свои поля. Мы наметилипосадочную площадку - расчищенный участок на опушке леса. Отсюданедалеко до самого последнего поля манобо-блит. Двое из нашихпомощников, уроженцев этих краев, пришли сюда неделю назад, чтобыподготовить нашу встречу с таинственными лесными людьми. Поэтому мыточно знали, что внизу нас ждут двое: веселый парень Флуди из племенит'боли и Дафал, тот самый охотник из племени манобо-блит, которыйпервым поведал миру о таинственных жителях леса. Дафал сам по себе заслуживает отдельного рассказа. Он долговяз,скуласт, с птичьим носом. Соплеменники называют его человеком,который ходит по лесу, как ветер . Дафал - отличный охотник, лучший вплемени. Он обычно забирается глубоко в джунгли, ставит там бамбуковыесилки - балатик, охотится на обезьян, ящериц, диких кабанов, оленей, атакже собирает редкие коренья и травы для лекаря племени убу, откудародом его жена. Во время одной из охотничьих вылазок, примерно лет пять назад(сколько точно - Дафал сказать не может, у него вечные нелады сопределением времени), Дафал наткнулся на лесных людей. Заметив его,люди остолбенели на мгновение и тут же пустились наутек, а он кинулсяза ними, непрерывно крича: Вернитесь! Я - друг! Я не причиню вам зла!Вернитесь! Я - друг! Перепуганные люди наконец остановились, и Дафалпопытался убедить их в своих дружеских чувствах. Во время следующихвстреч он приносил им куски металла и ткани, луки, стрелы, серьги - все вещи, которых они до того и в глаза не видели. Следует признать, что роль Дафала в жизни лесного племени ещеждет своей оценки. Пока же отметим, что, по словам Дафала, он встречаллесных людей за последние пять лет всего лишь раз десять, всякий разпринося им самые разные вещи, вроде примитивнейшего музыкальногоинструмента из железа - варгана или кремневой зажигалки. Благодарныелесные люди всегда были гостеприимны, мало того, они помогали емуставить силки и собирать добычу. Мы выпрыгнули из кабины и двинулись к Флуди, махавшему нам рукойс дальнего конца площадки. Еще мотор вертолета дробил тишину, аподнятый винтом поток воздуха бешено хлестал по высокой траве илистьям деревьев, когда стали появляться они. Шесть мужчин, одетых вэфемерные набедренные повязки - из кусков ткани, из листьев пальмы илитравянистой орхидеи, несмело двигались к нам из чащи. Их кожа былаянтарного цвета, светлее, чем у большинства племен на Минданао, волосы- волнистые и длинные, а тела гибкие и мускулистые. Они дрожали отужаса, а один из них был явно близок к потере сознания. Сам вид удивительного предмета, с грохотом и воем спустившегося снеба, и мы, и наша одежда, и разные вещи, что явились с нами, - вседолжно было наполнить их смертельным ужасом, но, как выяснилось, Дафалсумел придать встрече совсем иной смысл. Наш друг охотник слышал отлесных людей легенды о неком добром существе, которое должно однаждысойти с неба. Имя ему - Дивата, и, судя по всему, он немногимотличается от других своих собратьев - божественных мессий соседнихплемен. Сообразительный Дафал сказал своим друзьям, что на расчищеннойплощадке они встретят Дивату! Я шагнул к стоявшему впереди всех мужчине. Тот трясся как влихорадке. Я похлопал человека по спине и обнял его. Он судорожнообхватил меня руками. Остальные слегка придвинулись - настороженные,дрожащие, но, по крайней мере, укротившие на время страх. Я заговорил как можно мягче. Как и следовало ожидать - ни намекана понимание. Дафал тоже стал что-то говорить им, но быстровыяснилось, что его возможности коммуникации крайне ограниченны. Замечу, что мы не сразу осознали тот факт, что на наших глазахпроисходит единственный в своем роде опыт - явление перед леснымилюдьми божества. Насколько мы могли понять, каждый из них утверждал инастаивал на том, что Дафал - единственный человек, живущий запределами леса. Дафал, который одарил их разрозненными крохами знания.Дафал, который пришел и продвинул их сразу на тысячи лет вперед. Мы дали им ножи, боло1, бусы, три зеркальца, фонарь и разныесъестные припасы. Они приняли подарки, не выразив при этом никакихчувств. Мы дали еще мужчинам соли и сахару. Таких вещей они отродясьне видели, и мы заставили их попробовать и то и другое. Ониподчинились, хотя, похоже, были убеждены, что все это яд. Попробовав,они немедленно выплюнули их. Сигареты и табак - предметы первой необходимости у окрестныхплемен - были им также неизвестны, они даже не знали, что с этимивещами делать. Мы все пытались узнать, не нужно ли им чего, в чем онинуждаются, чего бы хотели. Их ответ - если мы только правильно понялито, что они говорили, - гласил: У нас есть все, что нам нужно, но мывсе равно были так рады встретиться с Диватой! Мы вернулись через неделю. Вертолет сделал над площадкойнесколько кругов, чтобы лесные люди заметили нас. На этот раз сэкспедицией была Игна, круглолицая веселая женщина из племениманобо-блит, известная своими лингвистическими талантами. И хотя Игнеудалось разобрать куда менее половины того, что говорили лесные люди,в стене непонимания была пробита немалая брешь. Нам удалось выяснить, что изучаемые нами люди называют себятасадай-манубе. Это имя, объяснили они, оставили им предки, а те, всвою очередь, получили его во сне от существа, которое повелеваетлесом. Почти все, что тасадай знают, досталось им от предков, душикоторых живут на верхушках деревьев. До сего времени тасадай думали,что этими верхушками и кончается мир. Они рассказали нам, что никогдаеще не выходили из своего леса и даже не подозревали, что могутсуществовать такие штуки, как вот эта расчищенная в лесу площадка. Тринадцати из двадцати четырех тасадай, которые пришли навстречу, было лет по десять - плюс-минус два-три года, потому чтоточно установить возраст людей тасадай оказалось невозможным. У нихнет ни малейшего представления о таких понятиях, как месяц или год, иочень слабое - о временах года. Среди детей было девять мальчиков ичетыре девочки, что, несомненно, уже в самом недалеком будущемугрожает им нарушением демографического баланса племени. Любопытно,что, несмотря на недостаток женщин, в племени нет полиандрии2. 2 Полиандрия - многомужество, явление, встречающееся у некоторых народов Южной Азии, когда у женщины несколько мужей, обычно братьев. Насколько мы смогли понять, по каким-то причинам люди тасадаймного веков назад оказались отрезанными в своем лесу от всего мира. Пооценке профессора лингвистики Теодоро А. Льямсона, прилетевшего снами, язык тасадай явно относится к малайско-полинезийской группе,однако по меньшей мере тысячу лет он как диалект развивалсяизолированно. Роберт Фокс, американский антрополог и член нашейгруппы, исследовав орудия тасадай, считает, что изоляция наступила ещераньше - от полутора до двух тысяч лет назад, в период позднегонеолита. От площадки, где приземлился наш вертолет, хозяева повели нассквозь густые заросли деревьев, лиан, папоротников, корней, где мы струдом сохраняли равновесие на скользкой, сырой земле. У ручья,наконец, остановились передохнуть, и наши хозяева развели костер. Онидобывали огонь трением двух кусочков дерева! Фокс воскликнул: Господибоже! Да посмотрите же только! Видел ли кто-нибудь из вас нечтоподобное?! Он поднял какой-то тасадайский инструмент - нечто вродетопора, сделанного из небольшого, с куриное яйцо, камня, привязанногогибким камышом к ратановой рукоятке. Да ведь это чистейший неолит! Кроме топора, который так обрадовал Фокса, у тасадай есть идругие каменные орудия. Камень и бамбук - основные их инструменты.Камнем они вырезают и затачивают куски бамбука; из кусков бамбукаделают острые ножи и сверла. Тасадай обладают необычайно острым чувством связи с окружающей ихсредой. Они живут в удивительной гармонии с лесом, не пытаясь нарушитьв свою пользу достигнутого равновесия. Тасадай никогда не возделывализемлю и не приручали животных, они всегда были собирателями пищи,которую дает лес. В поисках съедобных корней и ягод они неустаннобродят по лесу, не задерживаясь нигде подолгу. Но при этом есть в лесуместо, которое тасадай называют особым местом . Оно спряталось вгорных дебрях на высоте полутора тысяч метров. Как говорят тасадай: Там вода течет с гор, там тепло и тихо . Сами мы стали называть этоместо Потерянной долиной 1, хотя, скорее, оно больше походит наканьон между двумя хребтами. Тасадай очень любят эту долину истараются не уходить от нее слишком далеко. Свою пищу из корней и ягод тасадай разнообразят, ловя руками рыбув ручьях. Домов они не строят, а от непогоды прячутся подестественными навесами в скалах или под опорными корнями гигантскихдеревьев. У тасадай приятная внешность; ростом они невелики - метраполтора, чуть пониже среднего филиппинца. У них овальные, довольноширокие лица с четкими чертами. Они вечно жуют бетель (точно так же,как большинство племен Минданао), и оттого губы и зубы их всегдакрасны. Зубы лесных людей подпилены чуть ли не до десен, и каждомупридан вид клыка: тут, очевидно, тасадай подражают животным. Врачнашей экспедиции Сатурнино Ребонг, проведя предварительные наблюдения,сделал вывод, что тасадай - народ физически здоровый (единственное,что их мучит, - кожные болезни). Однако, судя по тому, что самымстарым мужчине и женщине в племени что-то около сорока, жизнь ихкоротка. Тасадай очень ласковы друг с другом: то и дело видишь, как ониобнюхивают друг друга - это заменяет у них поцелуи. Они научились житьв гармонии и согласии не только с природой, но и между собой. Междулюдьми племени тасадай вообще не бывает конфликтов - во всяком случае,в нашем смысле слова. Насколько мы смогли установить, у них даже несуществует слова, обозначающего войну или борьбу . Один из нихсказал нам, что, до тех пор пока Дафал не научил их ставить силки,самое большое животное, на которое они охотились, была лягушка. Кдиким свиньям и оленям они относились почти как к друзьям. И это,пожалуй, самое трогательное из того, что нам удалось подметить узатерянного в лесах племени. (Это явно противоречит утверждениюбольшинства религий об изначальности греха: человек-де в основе своейплох и грешен и посему должен посвятить свою жизнь искуплению грехов.)Если у одного из людей в племени нет пищи, значит, другие тоже неедят. Когда мы дали им боло, каждый мужчина взял себе по шару. Осталсялишний шар, но никто не захотел его брать... ...Через некоторое время вертолеты забрали всех посторонних. Влесу остались люди тасадай-манубе и несколько ученых, людей из тогодалекого и непонятного для тасадай-манубе мира, с которым им отнынепридется сосуществовать. Сосуществовать... Но как именно сосуществовать? Однозначногоответа на этот вопрос не мог дать ни доктор Элисальде, нивозглавляемый им Панамин. Основное назначение Панамина - содействие развитию национальныхменьшинств ; так, по крайней мере, это формулируется официально. Ксожалению, задача поставлена очень общо. Особенно в применении кпестрой этнической мозаике Филиппинских островов, где название национальные меньшинства объединяет и крестьян биколов и пангасинан,и охотников игорротов и аэта2, и - теперь - первобытное племятасадай-манубе... |
Читайте: |
---|
Проблемы диких племён:
Существенная продажа недвижимости от хозяев в АвангардеВопрос покупки уютного своего жилья практически всегда являлся среди важнейших в жизни любого взрослого человека. Частич... |
Правила успешной публикации объявлений и подбора жилой недвижимостиВкладывать собственные сбережения надежнее всего в квартиру или частный дом, что уже неоднократно было доказано. Отыск... |
Первое знакомство с тасадай-манубеПервым человеком, который встретил тасадай-манубе, был охотник изплемени манобо-блит. Обилие малопонятных слов в э... |
РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИВот каким был мир, в котором родились конкистадоры: мир религиозной и расовой нетерпимости, сражающихся за веру рыцаре... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Образование крупных объединений армянских племенКак отмечалось выше, после разгрома Урартского царства в северных его районах главенствующее положение занимают грузин... |
Бурджаны и баджгарды в АзииПребывание в I тыс. н. э. предков юго-восточных башкирских племен в Средней Азии, а точнее в присырдарьинских областях... |
Племена Европы и Азии во II тысячелетии до н. эНа огромных пространствах Европы и Азии, лежавших вне областей развития древних рабовладельческих государств, на рубеж... |
|