Племена Америки:
Древняя Америка:
Формы землевладения![]() |
ГЕОГРАФИЯ МИЧОАКАНА![]() |
Существует ли пророчество майя о 20![]() |
Развитие МезоАмерики:
![]() СОКРОВИЩА МОНТЕСУМЫС первыми лучами солнца испанский военачальник был уже на ногах и принялся со... |
![]() Кукуруза и пещеры ТеуаканаДо 1945 г. происхождение кукурузы было покрыто тайной. Данные археологии указы... |
![]() Этап АхуэреадоРадиоуглеродный анализ показывает, что, до всей вероятности, этот этап закончи... |
|
Ольмекский город: на пути к Полярной звезде |
Древние племена - Ольмеки |
Городская планировка представляла собой серию построек на платформах вдоль осевой дороги, ориентированной с юга на север. Платформа как универсальный элемент мезоамериканской культуры имела двойное значение: во-первых, это был способ спасения от воды и сырости и, во-вторых, они символически отделяла мир живых от мира мертвых. Одним из наиболее изученных и долговечных ольмекских городов является Ла-Вента. Его площадь составляла около 200 га, а население независимых поселений оценивается в 18 тысяч человек. Планировка этого города великолепно иллюстрировала реинкарнационную концепцию: главный вход в комплекс (и профанная часть) располагался на юге, а далее дорога вела на север, воплощавший место древней прародины. Одновременно чем дальше на север, тем сакральнее становились постройки архитектурного ансамбля города. В планировке городской ансамбль выглядел достаточно симметричным относительно центральной осевой улицы. Однако по своим функциям южная и северная части представляли асимметричное единство жизни и смерти, профанного и сакрального. Обнаружение первых огромных каменных голов в болотистой сельве произвело научную сенсацию. Для всякого уважающего себя искателя Атлантиды нет сомнений в том, что каменные головы являются портретами жителей некогда исчезнувшего легендарного материка. Поклонники инопланетян с не меньшей уверенностью утверждают, что это головы космонавтов в шлемах. Но есть и такие, кто обнаруживает в чертах губастых лиц явные признаки негроидности. Таким образом, мы получаем некий собирательный образ негра-инопланетянина, а цивилизация ольмеков сразу переходит в разряд не просто загадочных , а даже таинственных . Тем не менее, уже не раз было показано, что антропологические черты голов вполне соответствуют чертам местного населения и характеристикам изобразительного стиля ольмеков. Как бы то ни было, загадка появления такого странного, типично ольмекского памятника, как гигантские головы, до сих пор продолжает оставаться одной из наиболее спорных проблем древнеамериканской археологии. Надо заметить, что обнаруженных к настоящему времени голов в распоряжении археологов не так уж и мало - всего около 20, из которых 10 находятся в Сан-Лоренсо, четыре - в Ла-Венте, две - в Трес-Сапотес и одна - в Ранчо-ла-Кобата. Было написано немало работ, в которых предпринимались попытки понять смысл и назначение этих памятников. Однако дело осложнилось еще и тем, что по мере удаления от метрополии ольмеков стали обнаруживаться головы размером поменьше, а также круглые каменные шары, имевшие что-то неуловимо общее с ольмекскими головами. Так, например, в расположенном у Тихоокеанского побережья на границе с Гватемалой центре Исапа, существовавшем чуть позже ольмеков, круглые шары небольшого размера были обнаружены рядом с маленькими каменными столбами, которые вполне могли служить для них подставками. Характерной особенностью гигантских голов, помимо их огромного размера, является выражение лица, которое в каждом случае индивидуально, однако этой детали исследователи внимания практически не уделяли. Анализ памятников сводился в основном к оценке размеров и материала, попытке определить антропологические признаки и характер головного убора. Нетрудно заметить, что головные уборы на гигантских головах разные. Так, например, на голове 10 из Сан-Лоренсо надет как бы шлем из нефритовых пластинок. Подобные уборы носили позже правители майя, например, в знаменитом Паленке. Головные уборы 3 и 4 из Сан-Лоренсо содержат элемент из четырёх витых верёвок, что является уже указанием на родовую структуру племени и прямую связь по крови между предками и потомками. На некоторых головах (например, монумент 1 из Ла-Венты) хорошо различим графический элемент пещеры . Головные уборы других (монумент 1 из Ла-Венты; головы 1, 2, 6 из Сан-Лоренсо и др.) графически напоминают знак xib - исцезать , север , что также является прямым указанием на культ предков и легендарную прародину. На шести головах присутствует элемент птицы , связывающий мир живых с миром мёртвых. |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ПУРЕПЕЧА![]() Насколько реалистичен постулат о том, что Пурепеча это группа поздно прибывших переселенцев из Южной Америки? В предел... |
Теночтитлан глазами очевидца![]() Наконец, мы покинули рынок и вошли в громадные дворы, окружавшие главный храм. Каждый из них много больше рынка в Сал... |
Эволюция символа Цветок и Песня в Центральномексиканской культуре![]() Одним из наиболее значимых символов культур Центральномексиканского нагорья (долины Мехико и Оахака) является цветок ... |
Археологический поиск в 1960-е гг![]() Особой интенсивностью раскопок и многочисленностью публикаций, посвященных ольмекской тематике, отличаются 1960-е гг. ... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
ХМОНГ![]() Общая численность хмонгов в Юго-восточной Азии приближается к 5 миллионам человек. В Лаосе употребляется их самоназван... |
Саки (племена)![]() Са ки (др.-греч. Σάκαι,лат. Sacae) — собирательное название группы ираноязычных[1][2][3] коче... |
Кочевники Центральной Азии![]() Со второй половины I тысячелетия до н. э. в жизни Европы и Азии начинают играть всё большую роль кочевники Центральной... |
|