Племена Америки:
Древняя Америка:
ЛЕГЕНДА О ПЕРЕСЕЛЕНИИ |
Кодекс Чимальпаин |
Изготовление бумаги в Месоамерике и |
Развитие МезоАмерики:
Эволюция символа Цветок и Песня в Центральномексиканской культуреОдним из наиболее значимых символов культур Центральномексиканского нагорья (д... |
Доколониальная эпохаВ преиспанской культуре у науа существовали самые разные виды шаманов, которые... |
Primeros Memoriales[стр. 81] Жрец Мехико [.. |
|
Алтари для жертвоприношений? |
Древние племена - Ольмеки |
Памятники ольмеков, которые долгое время условно назывались алтарями для жертвоприношений, вряд ли напрямую выполняли эту ритуальную функцию в привычном для нас понимании. Почти все серьезные исследователи, занимавшиеся изучением этих скульптур, независимо друг от друга пришли к выводу о том, что воплощенный сюжет передает идею выхода человека из пещеры и что этот выход так или иначе связан с идеей возрождения и бессмертия. В литературе подобный тип ольмекских памятников именуются и алтарём, и монументом, и стелой. Наиболее древний ольмекский алтарь датируется 1150-1000 гг. до н.э. Он был установлен на вершине невысокой искусственной пирамиды в Сан-Лоренсо. Скульптурные монументы, получившие это условное название, можно рассматривать как упрощённые алтари . Фигуры 10 и 52 из Сан-Лоренсо представляют собой сидящих персонажей. Однако их лица сочетают черты человека и ягуара: узкий разрез глаз с опущенным внутренним углом, широкий нос и, самое главное, характерный рот в виде крупного полуовала с опущенными вниз и чуть расходящимися в стороны концами губ. Другой отличительный предмет - это головной убор. Намеренно массивный, тяжёлый, с выступающими, нависающими полями, что делает его сходным с плоской панелью, покрывающей алтари . Свисающая подвеска в районе ушей бывает скорее похожа на знак ступеней, что символизировало спуск в преисподню. Пока загадочным остается тот факт, что большинство сидящих фигур оказались обезглавленными еще в ольмекские времена. Что это было? Народное восстание или государственный переворот, как предполагают некоторые американские ученые? Скорее всего, речь идет о неких внутриродовых отношениях, когда родство с теми, кого изображали сидящие фигуры, перестало играть какое-либо общественное значение. Рельефные и живописные панно в пещерах, удаленных иногда на сотни километров от Табаско, - это еще одна загадка ольмеков. Чалькацинго - так называется местность в 130 км к юго-востоку от Мехико (или к северо-востоку от древних ольмекских центров), где были обнаружены наскальные изображения. Барельефы были выполнены на скале Серро-де-ла-Кантера, откуда прямо на север открывается вид на сияющий снежными вершинами вулкан Попокатепетль. Рельефы были обнаружены еще в 1932 году, но лишь недавно специалисты установили их явно ольмекское происхождение. По многочисленным предметам, обнаруженным рядом с рельефами, был определен их возраст - примерно IX-VIII век до н.э. Это одна из самых хитрых загадок мезоамериканской истории. Складывается странная картина некой предначертанности судьбы этого народа. В III тысячелетии они пришли неизвестно откуда, выполнили свою историческую и культурную миссию и к началу нашей эры вдруг исчезли. Однако ольмеки успели оставить богатое научное наследство. К концу I тысячелетия до н.э. они осуществили реформу календаря (переход от лунного к солнечному), приурочив ее к прецессионному переходу из Овна в Рыбы. На основе традиционной идеографии создали морфемно-силлабическое письмо. Разработали религиозно-идеологическую концепцию, которая накануне новой эры начала бурно распространяться по всему мезоамериканскому региону: в Теотиуакане, у сапотеков, у майя. Эта концепция воплощалась не только в сюжетах росписей, но и в планировке городских центров, в типологии построек и памятников. Странным образом эти процессы очень напоминают распространение христианства по Старому Свету: материально воплощаясь в проявлении специфических памятников архитектуры, скульптуры и мелкой пластики, оно как бы накладывалось на самые разные местные культуры и постепенно распространялось от средиземноморья до Сибири и дальше. |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
Характеристика долины ТеуаканДолина Теуакан расположена на юге штата Пуэбла и в самой северной части штата Оахака, в центре Мексиканского нагорья. ... |
Возвращение Фредди КристэлаПрошло четыре года после исчезновения Фредди Кристэла, и на ранчо Робинсона о нем забыли. И вот однажды вечером, ближе... |
Встреча двух миров: индейцы и конкистадорыОтголоски первых контактов Старого и Нового Света сохранились в раннеколониальных документах в серии так называемых пр... |
Истоки ольмекской культурыОт начала систематических археологических исследований ольмекских центров и поселений на территории штатов Веракрус и ... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Основные районы распростпанения культур бронзового века в начале II тысячелетия до н. эЕсли взглянуть на карту Европы и Азии начала II тысячелетия до н. э. зоны древних рабовладельческих государств, то... |
Древнейшие лезгинские племена АСЫУ грузинского ученого Гиоргадзе («К вопросу о локализации и языковой структуре каскских этнических и географических на... |
Бронзовый век в Иране и Средней АзииКультура племён горного Ирана и Средней Азии конца III и II тысячелетия до н. э. является продолжением энеолитической,... |
|