Племена Америки:
Развитие МезоАмерики:
![]() КУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ДРЕВНЕЙ МЕКСИКИТерритория Мексики во времена, предшествовавшие ее «открытию», конкисте, колон... |
![]() Остальные открытияНе все достижения индейцев (а точнее сказать не многие) оставили свой отпечато... |
![]() Космологическая модель индейцевВ небесном центре располагается «владыка года» Шиутекутли, связанный с огненно... |
|
Изготовление бумаги в Месоамерике и современное использование амате |
Древние племена - Племена Америки |
В далёком 1635 году городские священники устроили над несколькими людьми отоми судебный процесс, обвиняя тех в «идолопоклонничестве». Среди найденных у них идолов были и длинные бумажные полоски, бумажные куклы и бумажные свитки с разбрызганной на них кровью. Подобные судебные процессы проводились на протяжении нескольких сотен лет вплоть до 1889 года, когда священник записал о том, как один индеец «вырезал из бумаги дьявола». (Sandstrom - Sandstrom. 1986. стр.17) Поскольку было записано об этих ритуалах и церемониальных использованиях бумаги, в 1900 году антрополог Фредерик Старр решил посетить район Сан Паблито и совершил замечательное открытие. Амате изготавливалось и использовалось там также как и за 500 лет до этого. Антропологического интереса бумага амате не вызывала до 1880 года когда Филип Дж.Дж. Валентини не опубликовал статью «Мексиканская бумага» в Трудах американского антикварного общества. Валентини классифицировал мексиканские кодексы как сделанные из коры дерева аматль или магея, индейского названия для всех видов растений агавы. (Sandstrom - Sandstrom. 1986. стр.18) Подобное неправильное представление явилось следствием испанского мнения о том, что бумага и книги были изготовлены из магея. Не многое было сделано для того, чтобы полностью понять смысл значения слова «аматль» - индейского слова для обозначения бумаги. Однако, когда Фредерик Старр посетил отоми в 1900-е годы, у исследователей появилась информация о доколумбовом процессе изготовления бумаги. (Sandstrom - Sandstrom. 1986. стр.19-20) Отоми живут в штате Идальго, в Сан Паблито. Этот район расположен между центральной Мексики и побережьем Мексиканского залива. Отоми чудесным образом избежали многих последствий испанской колонизации и продолжали проводить свои ритуалы, посвящённые плодородию почвы, хорошему урожаю, обеспечению дождями и исцелению от болезней. Ритуал изготовления бумаги был одним из важных составляющих церемонии, проводимой в тайне только в определённое время года. (Sandstrom - Sandstrom. 1986. стр.18-22) И хотя у отоми нет ни малейшего понятия о доколумбовом ремесле изготовления бумаги, они изготавливают бумагу именно такой, какой её использовали древние ацтеки и майя. После того как была обнаружена бумага отоми амате, были найдены ещё деревни занимающиеся изготовлением бумаги. В Чиконтепеке, Веракрус, который находится недалеко от Сан Паблито, также изготовляют бумагу. Эту бумагу также изготовляют для ритуалов и практически таким же способом, который используют и отоми. И также как и у отоми, изготовление бумаги является женским ремеслом. (Van Hagen. 1944. стр.56-59) В 1910 году доктор Рудольф Шведе проанализировал волокна из Дрезденского кодекса и других кодексов майя, чтобы выявить что они были изготовлены не из агавы, или магея. Поверье о том, что доколумбовая бумага изготавливалась из агавы просуществовала практически 300 лет с момента когда фрай Мотолиниа записал: «Хорошая бумага сделана из метля». О метле Мотолиниа записал, что это вид растения алоэ, который растёт практически везде в Мексике. И хотя его использовали в качестве сырья для изготовления пищи, напитка, сандалий и одежды, и даже для некоторых видов бумаги, магей не был основным поставщиком волокна для изготовления бумаги у ацтеков. (Van Hagen. 1944. стр.42) Фредерик Старр подал идею о бумаги из лубяного волокна в 1900 году когда стал свидетелем как отоми сдирали кору деревьев, чтобы затем отбить её в бумагу, а доктор Рудольф Шведе пришёл к выводу о том, что бумага майя и ацтеков изготавливалась из лубяного волокна или волокна мочало нескольких видов фикуса и тутового дерева, очень схожего с растением, который используют японцы при изготовлении бумаги. Чаще всего бумагу делают из Ficus padifolia, Ficus Goldmanii, уреры ягодоносной (Urera baccifera) и тутового дерева (Morus celtifolia). Из фиговых деревьев (Ficus) получается коричневая бумага, а из тутовых – белая. (Christensen - Marti. 1972. стр.14) Это очень важно, так как и белая и коричневая бумага необходимы для различных заклинаний белой и чёрной магии. Также из коры диких фиговых деревьев снимаются длинные полосы, которые сохраняют целыми и из них изготовляют складные книги наподобие майяских кодексов. Процесс изготовления бумаги является ритуальным и «досуговым». Бумага делается весной - cuano esta tierna la luna – во время новолуния. Мужчины сдирают длинные полосы коры деревьев и очищают лубяное волокно от внешней коры. Кору вытягивают в длинные полоски как минимум на 1,5 метра. Женщины, которые скупают лубяное волокно у мужчин, затем занимаются настоящим процессом изготовления бумаги. Недавно снятую кору замачивают в холодной, проточной воде, чтобы клейкий млечный сок волокон свернулся и затем его можно было соскрести. Волокна подвешивают, чтобы те подсохли, а затем замачивают их в кипящей воде с золой и лаймом. Осадок лаймовой воды называется ништамаль [nixtamal] и получается после замачивания кукурузы в воде во время процесса приготовления тортилий. (Christensen - Marti. 1972. стр.15) После нескольких часов пребывания в лаймовой воде, волокна размягчаются и снова промываются в холодной воде, а затем их кладут для выбивания на деревянную доску. Волокна отбивают мунито, камнем с желобками. Подобные камни находятся археологами по всей Мексике, ими же охотнее всего пользуются и отоми. В Чиконтепеке бумагу изготавливают таким же способом, за исключением того, что волокно они отбивают початками кукурузы, а не бороздчатыми камнями. Волокна колотят до тех пор, пока кора не сольётся в единый лист бумаги. Получившийся лист, гладкий со стороны доски и неровный с той стороны, где его отбивали, высушивают на солнце. И хотя старые бумаги, использовавшиеся для кодексов, шлифовались камнями, чтобы бумага была отполированной, отоми оставляют бумагу не шлифованной. Бумага, размеры которой доходят до 10х23 см., складывают в листы, связывают, пакуют в связки по шесть штук и отправляют на деревенский рынок на продажу. (Van Hagen. 1944.) |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
Лекарственные растения Нового Света и стран Востока![]() Незнакомые, невиданные растения Нового света — картофель, фасоль, томаты, кукуруза и многие другие не только поразили ... |
СПОР ЕЩЕ НЕ ОКОНЧЕН![]() Исследования М. Д. Ко представляют собой новый значительный шаг на пути к пониманию мифологических воззрений, религии ... |
НА ПРОТЯЖЕНИИ СТА ЛЕТ![]() Книга Диего де Ланда была найдена тогда, когда ученые всего мира заинтересовались, наконец, прошлым аборигенов Централ... |
Ла-Вента![]() Ла-Вента находится в северо-западной части штата Табаско (муниципалитет Уимангильо) на поверхности 20-метрового соляно... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Племена андроновской и «срубной» культур![]() Огромное пространство занимали в бронзовом веке племена близких между собой андроновской и «срубной» культур. Первонач... |
Бронзовыи век на Кавказе![]() Постоянные связи племён, обитавших в Закавказье, с переднеазиатскими центрами рабовладельческой цивилизации установили... |
Гунны![]() Первое крупное племенное объединение на территории Центральной Азии складывается ещё в конце III в. до н. э. у гуннов |
|