Племена Америки:
Древняя Америка:
Тайник совсем рядом![]() |
Что случилось с тарасками?![]() |
Формы землевладения![]() |
Развитие МезоАмерики:
![]() Войны и массовое насилие рождены богатством и кланамиПервые войны на нашей планете, как и массовое насилие вообще, обязаны своим по... |
![]() Проблема двойственности и пути ее разрешения в мифологии МесоамерикиДуальность — один из древнейших герметических принципов, лежащий в основе Всел... |
![]() Остальные открытияНе все достижения индейцев (а точнее сказать не многие) оставили свой отпечато... |
|
Политическая, экономическая, социальная и религиозная структура |
Древние племена - Племена Америки |
Ко времени конкисты население долины озера Пацкуаро достигло 60-100 тысяч жителей, проживавших в 91 различающемся по размерам поселении. Для управления населением и внешними районами необходимы были эффективные социальные, экономические и административные структуры системы. На самом деле они уже существовали к протоисторическому периоду времени (1450-1520 гг.) и тараски продолжали развивать экспансию империи и инкорпорировать в неё всё новые народы, товары, религиозные философии и т.д. (Горенштейн, 1985:3). Основой и поддержкой социальной, политической и экономической структуры империи выступала государственная религия, которая, возможно, обрела окончательные черты в течение последних 150 лет до конкисты (Ко 1994:156). Религия тарасков была сфокусирована на поклонении богу Курикавери, которое отождествляли с Солнцем и чьё имя означало «Большой Костёр» (Уоррен 1985:11). Другими важными божествами были: Куеравапери, богиня создающая облака, которая также отвечала за плодородие, поскольку её имя означало «та, которая является причиной рождения», и Шаратанга, богиня земледелия. Существовало также бессчетное количество других божеств – настоящий пантеон небесных богов, земли и подземного мира (Уоррен 1985:16), каждый со своим собственным храмом и священным местом в долине озера Пацкуаро. Ко подметил, что в некоторых аспектах религия тарасков была «удивительно не-Месоамериканской»: у них не было бога дождя, как, например, Тлалок у ацтеков и в их пантеоне отсутствовал Пернатый Змей. В дополнение ко всему прочему, их календарная система не использовала 260-дневный счёт в отличие от племён остальной Месоамерики и они не использовали календарь для предсказаний (Ко 1994:156). Цинцунцан был главным религиозным центром империи, как впрочем, и политическим и экономическим. (Автор статьи не нашёл доказательств заявлению Кабрера В. и Переса Гонсалеса [1991:27-28] о том, что пока Цинцунцан был «политическим центром», религиозным центром был Сакапу, а военной столицей был Пацкуаро). Здесь правитель или Касонци (поочерёдно записанный как Касонси, Кацонци или Кальцонцин на науатле) был олицетворением Курикавери, и в чьи основные обязанности входило покорение земель во имя бога и слежение за тем, чтобы вечные огни в храмах постоянно снабжались дровами (Уоррен 1985:11). Здесь и совершались человеческие жертвоприношения в довольно больших количествах; обычно жертвами были военнопленные. Считалось, что их забирает с собой Куритакахери, посланник к богам, и поэтому их особо почитали. Давая пленникам достаточное количество крепкого напитка, их вели к камню для жертвоприношений, затем им вырезали сердца, предлагая их солнцу (Уоррен 1985:14-15). Несмотря на то, что гражданская и религиозная иерархия были отделены друг от друга, на самом деле существовало множество точек их пересечения. Касонци был также и членом жречества, в чьи обязанности входило принесение человеческих жертвоприношений (Уоррен 1985:11); а главный жрец, петамути (petamuti), выполнял роль судьи от имени Касонци (Уоррен 1985:16). Жрецов обычно можно было распознать по сосуду для табака, сделанному из тыквы, прикреплённому ремнями к их спине. В отличие от ацтекских жрецов, от тараскских не требовалось соблюдение целибата (Ко 1994:155). Как отмечено выше, одной из обязанностей правителя было покорение новых земель для бога Курикавери. Таким образом, не удивляет, что война и религия были сильно связаны друг с другом. Следом за решением о походе на войну, выполнялось важное религиозное действие: жрецы в Цинцунцане разжигали огромные костры, и как только их замечали жрецы других 8 административных центров, они тоже разжигали костры. Все жители 91 поселения долины озера Пацкуаро могли видеть эти костры одного или более центров – таким образом, послание о начале подготовки к войне достигало всех (Горенштейн 1985:4). Уже отмечалось выше как огонь часто выступал средством передачи сообщений между приграничными поселениями; теперь становится ясно как огни войн символично связаны с «Великим Огнём», с Курикавери. Многие служащие религиозных центров были также вовлечены в процесс проведения войны: кто-то отправляется в поход с основным войском, неся с собой статуи богов, и остаётся с войском; другие отводят пленников в религиозные центры, а третьи приносят в жертву пленников и выполняют связанные с этим ритуалы (Горенштейн и Поллард 1983:124). Религия была опорой и вносила смысл не только в военные действия, но также и в образ гражданской жизни тарасков. «Что выделяет религиозную систему тарасков, так это то, насколько она была посвящена выполнению политических решений и как была вовлечена в работу административной системы» (Горенштейн 1985:4). Вне всякого сомнения, приветствовалась любая помощь в управлении империей, разместившейся на территории свыше 25000 квадратных миль и включавшей в себя различные этнические и лингвистические группы. На вершине административной структуры находился, естественно, Касонци. Есть ряд разногласий, даже в Relacion de Michoacan, по вопросу был ли титул правителя наследственным или выборным. Дон Антонио Уицименгари, сын последнего Касонци и один из тех знатных персон, которые были источником информации для Relacion de Michoacan, утверждал, что титул правителя наследовал старший сын и этой традиции свыше 700 лет. Это звучало бы более правдоподобно, если бы были свидетельства о столь долгом существовании тарасков на этих землях… во всяком случае, в другой части Relacion de Michoacan повествуется о том, как выбрали одного правителя в качестве наследника его отца. Ещё в одной части Relacion de Michoacan может быть найдена разгадка этой дилеммы – в ней говорится о том, что стареющий Касонци выбирал из своих сыновей наследника престола, а после смерти правителя совет знати и вождей подтверждал этот выбор (Уоррен 1985:10). В любом случае, несмотря на то каким путём кто-либо становился Касонци, если уж эта роль доставалась человеку, то она была всеобъемлющей. Как было сказано выше, правитель возглавлял ещё и жреческую иерархию и был представителем богов; также он был главнокомандующим, судьёй нации и был правителем города Цинцунцан. Он был ответственен за проведение внешней политики и возглавлял дипломатическую миссию в случае необходимости: известно как минимум одно его появление в чужой стране, в качестве представителя империи тарасков – есть письменное свидетельство о том, что правители империи присутствовали на церемониальных празднествах в честь нового ацтекского императора (Ко 1994:174). Очевидно, обе политии не всегда находились в состоянии непрерывной войны! У правителя был довольно обширный двор из различных официальных лиц и других функционеров, например, смотрителя зоопарка, главы военных шпионов, а также главы групп различного рода занятий: каменщиков, мастеров по изготовлению барабанов, докторов, мастеров по изготовлению обсидиановых ножей, рыбаков, серебряных дел мастера и декораторов чаш (Ко 1994:155). Relacion de Michoacan детально описывает похороны как минимум одного Касонци: под аккомпанемент музыки и тщательно продуманных ритуалов, правителя в присутствии тараскской и приглашённой знати других государств переносили в место его последнего пристанища. «Сопровождали его посмертно» 7 важных особ женского пола из дворца, включая «хранителя золотых и бирюзовых губных орнаментов» и «хранителя его горшка», повара и подносителя вина. Также его сопровождали 40 принесённых в жертву мужчин, а в нашем случае ещё и доктор, не смогший вылечить Касонци от последней, оказавшейся смертельной, болезни! Совершенно очевидно, что происходило это потому, что все верили, что двор должен сопровождать правителя и в потустороннем мире (Ко 1994:155). Как предполагалось выше о роли наследия для Касонци, родство было очень важным элементом для тарасков. Социальное положение определялось при рождении, в дальнейшем свой класс можно было поменять лишь незначительно. Горенштейн и Поллард, полагаясь на данные Relacion de Michoacan и на данные проведённых археологических раскопок в Цинцунцане, выделили 3 социальных класса: · Касонци, иногда называемого irecha; и его семья (правители, senores); · знать, также известная под названием касики, principales, senores naturals; имеющие отношения к различным поселениям и отвечающие за них; · обыватели, простые люди, также называемые пурепеча, la gente baja, gente comun. Родство, как отмечалось выше, часто выступало ограничителем в доступе к различным видам деятельности и к политике, которые иногда шли рука об руку. Политическая преемственность была отчасти гибким механизмом, полагающимся на личные способности человека и его лидерские качества, но также «была выстроена в форме амбилатеральной системы родства, которая ещё не совсем понятна учёным» (Рот-Сенефф и Кемпер 1995:244). Восемью административными регионами долины озера Пацкуаро – следующими по значимости для Цинцунцана – управляли senores (т.е. наследственная знать), которые были подотчетны непосредственно Касонци. Эти центры были расположены в Парео, Еронгуарикуаро, Печатаро, Уричу, Пакандан-Шаракуаро, Иципарамуку, Уайанео и Пацкуаро; в каждом регионе были зависимые от этих центров деревни и посёлки (Поллард 1993:82). В Relacion de Michoacan говорится, что у многих представителей власти, гражданских и военных лиц рангом пониже были дополнительные функциональные обязанности, например, наблюдение за гильдиями рабочих. Эти обязанности также передавались по наследству внутри определённой семьи (Уоррен 1985:12) – мог возникнуть вопрос кто именно в семье наследует должность, но не было сомнений в том, что эта определённая должность останется за представителем этой семьи. Конечно, без определённого типа экономики не могла существовать тщательно спланированная административная и политическая структура государства. В империи было 3 главных рынка – 2 внутри долины озера Пацкуаро в Цинцунцане и Парео, и 1 вне долины на северо-западе в Асахо (Горенштейн и Поллард 1983:64). Простые жители, в частности, в большинстве случаев либо сами производили, либо приобретали необходимые товары и услуги на этих региональных рынках. Элита, с другой стороны, получала большую часть товаров и услуг (местного производства или привозимые издалека) посредством контролируемых государством служб, например, через сеть сбора дани (Горенштейн и Поллард 1983:104). Учитывая это и другие вопросы, Паредес предположил, что дальнейшее получение знаний зависит от изучения вопроса о рынках, особенно на отдалённых/приграничных территориях. Как могли жители за пределами центра иметь товары и услуги, которые они не производили? Если они не могли получать их из сетевой системы сбора дани, то, возможно, они содержали рынки, на которых они могли торговать с представителями других культур (Паредес 1992). Торговлей и сбором дани централизованно управляли из Цинцунцана. Торговля с дальними странами, как об этом отмечалось выше, была сферой деятельности специально для этого назначаемых гражданских людей. Они не были представителями частной гильдии, как ацтекские почтека (Горенштейн 1985:104), и они, вдобавок, могли быть шпионами, состоя на службе у правителя. Сеть сбора дани была «фундаментально политическим институтом»; товары поступали по разным каналам и из разных мест прямиком в Цинцунцан, где помещались в центральные хранилища. Дань состояла из двух частей – товары и услуги; и собиралась по заранее определённому графику. Вся система сбора дани полностью находилась под контролем семьи правителя, и в их обязанность входил контроль за поступлением, хранением и дистрибуцией всего, что поступало. Обычными адресатами были: сама семья правителя, бюрократия, религиозные функционеры, иностранные эмиссары (в качестве подарков), местное население в случае чрезвычайных ситуаций и армия во время ведения войн (Горенштейн и Поллард 1983:101). Среди товаров, поступавших в качестве дани, были: маис, хлопковая ткань, одежда, рабы, будущие жертвы, металлические объекты, оружие, тропические фрукты, какао, хлопок-сырец, сосуды из тыкв, шкуры животных, перья тропических птиц, золото, серебро и медь (Горенштейн и Поллард 1983:102). В отличие от дани, которая текла только в одном направлении, торговля происходила в обоих направлениях – в центр империи и из него. В статью экспорта долины входила сушёная рыба и небольшое количество перьев водоплавающих птиц. Остальными статьями экспорта территории были готовые изделия, например, корзины, циновки, керамика и изделия из метала (Горенштейн и Поллард 1983:109-110). Транспортная система внутри долины озера Пацкуаро состояла из ветвящихся путей, бравших начало с горных склонов и ведущих в центр долины, и из кольцевых дорог, соединявших эти извилистые пути друг с другом (Горенштейн и Поллард 1983:75). Несколько дорог вели из долины, но, учитывая плотность населения центра, существовала необходимость уделить больше внимания к движению товаров внутри центрального района. |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
Мотекусома II Младший — последний доиспанский тлатоани![]() Хотя Ауитсотль правил почти два десятка лет, он был еще сравнительно молодым человеком и, умирая, никого не предложил ... |
Тлатоани Ауитсотль и пик ацтекских завоеваний![]() На четвертый день после смерти Тисока в Теночтитлане собрались члены совета по избранию нового тлатоани. По всей видим... |
Ландшафт земель Отоми![]() Отоми прибыли и расселились в основном на возвышенностях, а количество красных кровяных телец у них в крови оказалось ... |
Люди Отоми![]() Мужчины Отоми носят белые широкие штаны, красные широкие пояса, короткие белые рубахи навыпуск с вышивкой по вороту, с... |
|
Племена сегодня:
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Пеласги и родственные им племена![]() Исторической науке уже давно известно, что догреческое население Балкан и Эгеиды называлось пеласгами, лелегами и кари... |
ИСЧЕЗНУВШЕЕ ПЛЕМЯ МЕРКИТОВ![]() Центральная Азия с древности переживала великие переселения и этнические перестановки кочевых народов. Поэтому этничес... |
Племена Европы и Азии во II тысячелетии до н. э![]() На огромных пространствах Европы и Азии, лежавших вне областей развития древних рабовладельческих государств, на рубеж... |
|