Племена Америки:
Древняя Америка:
Политическая жизнь древних майя |
Люди Отоми |
Еда и земледелие Отоми |
Развитие МезоАмерики:
Этап АбехасПо расчетам, время этого периода – 3500 – 2300 гг. до н. э. Основные изменения... |
Мифы о происхождении в МесоамерикеГоворя о мифах о происхождении, мы обращаемся к основополагающим преданиям, ко... |
Календари Центральной АмерикиСчитается, что цивилизация майя есть самое важное культурное проявление древне... |
|
Доколониальная эпоха |
Древние племена - Индейцы Мезоамерики |
В преиспанской культуре у науа существовали самые разные виды шаманов, которые с одной стороны, могли насылать различные болезни, а с другой – исцелять их. Имеется ввиду, что один и тот же шаман мог быть «плохим» и «хорошим», то есть его сила могла быть одинаково направлена как на благополучие и здоровье другого индивида, так и на его разрушение. Среди шаманов науа особо выделялись nahualli, или «знающие», которые обладали сверхъестественными силами, позволяющими им превращаться в различных животных. Nahualli пользовались уважением, и к ним шли за серьезным советом. «Хороший» шаман был целителем и защитником; «плохой» - насылающим злые чары, порчу и болезни. В любом случае, каждый шаман, обладающий способностью превращения, назывался nahualli; превращаясь в животное, шаман делал его своим двойником (nahualli). Например, tlacatecolotl – человек-сова (который также обладал способностью превращаться в собаку), считался злокозненным колдуном, который мог наслать болезнь жертве путем сжиганием деревянной фигурки с ее изображением, проливанием на фигурку своей собственной крови, или даже мог поднести жертве отравленное питье. Такие злокозненные нагвали назвались tecotzquani (поедатели ножных икр), и teyolloquani (поедатели сердец), потому что они занимались черной магией. Их магия заключалась в одевании деревянной фигурки жертвы в похоронные одежды, и в последующем сжигании этой фигурки с целью вызвать смерть выбранной жертвы. Покровителем злых шаманов считался Науальпилли – один из образов Тескатлипоки. А среди «благодетельных» нагвалей существовали teciuhazqui, или заклинатели дождя и града (graniceros), которые могли вызвать дождь и град, и заклинаниями остановить их. Шаман, который специализировался на целительстве, назывался ticitl – «тот, кто практикует медицину - ticiotl». Считается, что такие «курандеро» обладали особыми познаниями в травах, рвотных снадобьях, лекарственных напитках и практике надрезаний; они также умели насылать болезни и соблазнять женщин, чтобы затем сделать их жертвами своего колдовства. Эти шаманы практиковали множество побочных специальностей, в частности шаман-paini занимался ясновидением, имел особые познания в применении галлюциногенов и лечил преимущественно душевные заболевания. Такие курандеро проходили религиозные инициации, состоящие из акта смерти и последующего схождения в потусторонний мир, где они получали специальное обучение в области медицины – в искусстве диагностики, методах лечения, и получали знания о священных травах. Для диагностики применялось ясновидение, для которого применялись самые разнообразные средства: при помощи узелков, веревочек, семян кукурузы, воды, ритуального календаря, знамений, толкований сновидений и применение галлюциногенных и психоактивных растений, как то: грибов, пейота, ололиуки (ololiuhqui – вьюнок пурпурный), дурмана обыкновенного (toloache), разновидности дурмана (tlapatl), полыни (estafiate, istafiate), и прежде всего – табака (picietl)3. Толкователем галлюцинаций выступал сам «paini» - «выпивающий зелье» - то есть тот, кто сам употреблял галлюциногены а затем проводил диагностику, или же заставлял выпивать травяное зелье своего пациента. К «паини» обращались при особо долгих и тяжелых болезнях, которые, как предполагалось, были вызваны колдовством. В частности, в текстах упоминаются такие болезни, как испуг, тоска и «сердечная тошнота». Заболевший, после применения галлюциногена, сам начинал показывать на те части тела, где гнездилось заболевание. Другой «ticitl» производил диагностику путем толкования сновидений. Такой шаман назывался temiquiximati - «знаток сновидений», и хотя в его распоряжении были книги с различными толкованиями снов, он проводил диагностику в основном благодаря своим сверхъестественным силам и своей способности управлять духом, отделенным от тела. Этих шаманов, по роду их занятия, называли «детьми ночи», в честь Тескатлипоки и Малинальшочитль, колдуньи и сестры самого Уицилопочтли. Она была злобной дикаркой, «хватательницей за икры, обманщицей людей, сводящей их с верного пути, усыпительницей людей, которая заставляла их поедать гадюк и филинов, превращая их в сороконожек и пауков… и творя колдовство… была она подлой негодницей, - пишет Тесосомок» (1975, р.28) Среди древних майя было множество самых разных шаманов, и в первую очередь шаманами были сами правители, которых изображали на стелах с жреческими атрибутами и инсигниями высшего небесного божества, именем которого они управляли. В колониальных текстах киче и какчикелей их называли «nawal winak» - «люди-нагвали», и давали описание их сверхъестественных сил, в частности - их способности превращаться в ягуаров и других животных, подниматься на небеса, спускаться в потусторонний мир, обладание большой физической силой и чрезвычайно острым всепроникающим взором, который имел ясновидящую силу. В текстах не упоминаются методы, которыми пользовались правители, нет и упоминания о священных растениях, однако имеются ссылки о том, что правители могли исцелять и употребляли галлюциногены, как это водилось у науа. В текстах, однако, упоминаются суровые практики аскетизма, которым следовали правители, и ритуальная атрибутика, которая, в свою очередь, являлась отличительным знаком их власти. Атрибутика включала в себя кости орла, ягуара и пумы, голову и ноги оленя, черные и желтые камни – очевидно, используемые для прорицания, а также перья цапли, кецаля и голубой танагры, хвост сарыча, табак, каменные фигурки грибов и шипы для ритуала кровопускания; также упоминаются «травы для омовения», которые очевидно были лекарственными растениями. В эпоху Конкисты, у юкатанских майя шаманами были жрецы, которые выполняли отдельные функции: «uaiaghon» - колдун, «ah pul yaah» - колдун-насылатель болезней, «h?men,» - колдун, который превращался в животное (название дожило до наших дней), и «чиларес», которые пророчествовали в состоянии транса, лежа на спине прямо на земле, и по всей видимости, вызывали состояние транса при помощи травы ололиуки. Шаманы были целителями и чародеями, которые лечили при помощи кровопускания и умели предсказывать судьбу, бросая жребий. В месяце Сип шаманы отмечали свой праздник: они доставали свои атрибуты – божков медицины (Ишчель и Ицамну), и камни, разбрасываемые при предсказании судьбы (ам), а также многие другие предметы. |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
ЛЕГЕНДА О ПЕРЕСЕЛЕНИИВскоре после конкисты, некоторые испанские духовные лица стали интересоваться происхождением Пурепеча. Наиболее выдающ... |
Формирование и развитие государственной организации у майя Петена в классический период (I тыс. н.э.)Актуальность темы диссертационного исследования. В современных гуманитарных науках проблема вариативности историческог... |
ЭКСПЕДИЦИИ ОТПРАВЛЯЮТСЯ В ПУТЬ«Воскрешение» ольмеков из небытия Вайян осуществил на основе всего лишь нескольких разрозненных вещей, опираясь главны... |
Вооруженная организация ацтеков и их борьба с испанскими колонизаторамиВоенное искусство индейцев разных племен различалось в зависимости от достигнутой племенами степени культуры. Воен... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Грузинские племена и их соседиГрузинские племена уже несколькотысяч лет назад представляли собой самостоятельную языковую группу. Мегрело-чанские пл... |
Удивительные дикие племена МьянмыСовременную Мьянму населяют представители более ста народностей и племен. Среди них и моны, и шаны, и чины, и карены, ... |
Бурджаны и баджгарды в АзииПребывание в I тыс. н. э. предков юго-восточных башкирских племен в Средней Азии, а точнее в присырдарьинских областях... |
|