Племена Америки:
Древняя Америка:
Тайник совсем рядом![]() |
НА ПРОТЯЖЕНИИ СТА ЛЕТ![]() |
Происхождение Отоми![]() |
Развитие МезоАмерики:
![]() ЛекарстваПутем бесконечных проб и ошибок мексиканские индейцы выделили из всего разнооб... |
![]() История индейцев Новой ИспанииЗдесь начинается рассказ об идолопоклонничестве, обрядах и церемониях, увиденн... |
![]() Primeros Memoriales[стр. 81] Жрец Мехико [.. |
|
Шаманы центральной и северной Мексики |
Древние племена - Индейцы Мезоамерики |
Определение шамана далеко от точности. Некоторые считают, что существует множество типов шаманов. Липп (см. Гл.6) описывает некоторые из этих доводов. Это обширная тема, но для данной статьи определение людей, занимающихся этим, необходимо лишь в контексте мексиканских культур. Один из простых путей определения шаманов заключается в определении того, чем они занимаются. В общем, шаманы являются целителями, специализирующимися на символическом лечении, воздействуя разумом на тело. Основным инструментом для мексиканского шамана является магический ритуал. Однако, не каждый магический целитель является шаманом. Существуют магические целители, например, медиумные или паранормальные хирурги, чья работа не является частью местной традиции и, следовательно, они не могут называться шаманами. В Мексике термин шаман обозначает магического целителя, который работает в современной индейской культурной традиции. Всё же, не все целители в индейских сообществах являются шаманами. Существуют также не-магические целители. Например, у кора есть травники, костоправы, акушерки и молельщики (Mellado et al. 1994:69). Целители в Пичатаро, сообщество пурепеча [тараски – прим. Sam], в основном являются травниками, чьей основной функцией является восстановление телесного баланса, которое было расстроено питанием, внешними факторами как, например, погода или эмоциональным расстройством (Garro 1986:352). У чичимек-хонас есть акушерки, травники и костоправы. Основным отличием этих целителей и шаманов является то, что они не пользуются магическим ритуалом, несмотря на то, что оперируют внутри современной индейской культурной традиции. Другим обычным способом, по которому определяют шаманов в Мексике, является способ получения ими целительской силы. Мадсен (1955:48) определяет шамана как человека, который получает силу для целительства непосредственно от сверхъестественных существ через сны, видения или духовную одержимость. Это противопоставляет их костоправам, травникам и т.д., которые приобретают свою силу от познания природы целебных средств и методов их применения. Существование этих, других, типов целителей в местной традиции показывает на то, что натуралистические философии являются частью месоамериканского мышления (Cosminski 1976; Ortíz de Montellano 1975) и что шаманы являются лишь одним из типов целителей. Всё же, поскольку они имеют дело с эмоциональным миром вне обычного понимания, их зачастую считают самыми могущественными целителями. Шаманы также могут использовать и не-магические средства, например, лечебные травы, но их они используют в общем контексте магического лечения. И хотя пациенту может стать лучше в связи с биомедицинским воздействием трав, ему или ей это представляется как часть результата от всего магического пути решения проблемы. Шаманами могут быть и акушерки, как, например, у тепеуа. У тепеуа и шаманы и акушерки зовутся одинаково - hat'aku·nu'. Когда они являются полу-пророками и высоко чтимыми, их называют lak'ainananin (Williams 1963:141). Если женщина акушерка у тепеуа замужем за шаманом, то её также называют шаманом. Различия в описаниях шаманизма Различия в литературе по шаманским верованиям и практикам в центральной и северной Мексики происходят вследствие: (1) настоящих суб-культурных различий либо (2) различных способов интерпретирования и описания одних и тех же вещей разными антропологами. Обычно антрополог по культуре концентрирует своё внимание на правдивом описании культуры и не особо печётся о схожести его или её описании с описанием других культур, сделанными другими антропологами. К сожалению существует множество способов описания схожих верований и ритуалов; таким образом, тот кто пытается сравнить магию и религию должен изрядно потрудиться, чтобы отделить то, что действительно отлично от того, что просто является таким вот этнографическим стилем. Возьмём, например, следующие описания «очищения» в культурах пурепеча и тотонаков. Пурепеча: «очищение» является обычным ритуалом там, где живут пурепеча. На их территориях его связывают с магическо-религиозной практикой, целью которой является не только предотвращение, исцеление и диагностика болезни, что схоже с другими традиционными медицинскими практиками в Мексике, но также и «исцеление дома», процедура которого включает в себя вынос из дома зараженных и «заколдованных» предметов. Другими словами, концепция, лежащая в основе этого ритуала, не менялась, поскольку в обоих случаях концовка исцеления одинакова, будь то одушевлённый предмет или неодушевлённый, например, дом, мильпа и пр. (Mellado et al. 1994:684, перевод автора). Тотонаки: чистка, или по сути очищение, состоит из очень быстрого обнесения вокруг тела человека, особенно вокруг головы, лица, а затем спины, животного (курицы или молодки), растения (веток специально предназначенных для этого ритуала растений) или предметов (свечей), которые затем поднимают вверх. – Если это существует, то очищение может быть профилактическим – Объекты, с помощью которых проводили очищение, затем выбрасывают в отдалённом месте, подальше от дома (Ichon 1974: 251, перевод автора). Сравнивать подобную этнографию трудно и нет для этого лёгкого способа. Нужно оценивать, что является общим, а что отличается только после полного прочтения материала. Делая сравнения между деревнями и людьми, необходимо принимать в расчёт то, что было фокусом этнографа, который редко пользуется стандартными формами для обзора и исследования. Один этнограф может недосмотреть что-то, что являлось фокусом внимания другого этнографа и наоборот. Если нельзя сделать сравнения из-за нехватки материала, то это ещё не означает, что сравниваемых предметов не существует. Степень шаманизма в центральной и северной Мексике Под впечатлением рассказов Карлоса Кастанеды в США сформировался образ мексиканского шамана как одинокого, социально маргинального человека, верующего в то, что он может превращаться в животного и выражающего минимальную озабоченность по поводу людей своего сообщества. На самом деле всё совершенно иначе. Мексиканские шаманы являются уважаемыми в своих сообществах людьми. Их назначением и духовностью восхищаются. Они могут и не вылечить, могут разочаровать некоторых людей, но по большей части их уважают как врачей в Западной культуре. Не все индейские культуры центральной и северной Мексики придерживаются одного типа шаманов. Поверхностный анализ привёл меня к выводу о двух следующих типах: традиционный тип и курандеро тип. Традиционные шаманы свою работу основывают на когерентных нехристианских религиозных верованиях. Они работают с традиционными мифами, имеющие доколумбовые корни. Традиционный шаман является религиозным лидером и их можно в сравнении друг с другом разделить иерархически по духовным достижениям. Традиционный шаман также является пастором для своих последователей и сообщества его могут приглашать для руководства религиозными церемониями подношения или исполнения других общественных работ. Ценят традиционного шамана за то, что он или она имеют силу над невидимым духовным миром, известным каждому по мифам. Шаманы курандеро практикуют магическое исцеление без авторитета и престижа религиозного лидера своих сообществ. Они оперируют различными народными поверьями, в том числе колониальными испанскими и современными деревенскими. Мифическая основа их ритуалов более размыта. Шаманов курандеро часто подразделяют на специалистов согласно виду ритуального целительства. Например, у рарамури есть курандеро травники, курандеро массажисты и детские курандеро (Mellado et al. 1994:707). Шаманы курандеро есть там, где индейские культуры подверглись большему европейскому влиянию, в основном в центральной Мексике. В тех культурах акушерки, травники, костоправы, певцы, читающие молитвы и врачи массажисты также выполняют многие целительские функции. Магические целители, шаманы курандеро, не имеют крепких связей с изначальным индейским мировоззрением. Мифы, которые являются основанием для шаманского целительства, не являются мёртвой литературой, а представляют собой верования, продолжающие ежедневное развитие посредством видений и логической донаучной философией. Шаманы осуществляют лишь условный, спорный, контроль над пониманием их пациентов (Brown 1988). Каждый процесс целительства предоставляет возможность переделывания и расширения мифической базы для шаманских исцелений. Традиционного шаманизма придерживаются в основном группы, которые были подвержены минимальным изменениям от влияния гасиенд 18 и 19 столетия. Эти культуры в основном расположены на гористых территориях к востоку и западу от центральной Мексики (см. рис.1). Традиционные шаманы есть у: науа, сьерра ниан ниу (сьерра отоми), тотонаков, теенек (уастеки/хуастеки), тепеуа, кора и уичолей. Все эти шаманские традиции восходят корнями к доколумбовым культуре. |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
Тлатоани Итцкоатль и его эпоха![]() После гибели Чимальпопоки и его сына в 1428 г. («1. кремень») Итцкоатль стал призывать к мести его убийцам — тепанекам... |
Мексиканская долина: судьбы народов и культур в доацтекский период![]() При оценке исторической достоверности повествований о переселениях необходимо учитывать идеологический момент, а значи... |
ГОЛОСА ПОГИБШЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ![]() Самое замечательное в открытии Ко состоит в том, что он установил прямую связь изображений на многих расписных сосудах... |
О богах и ритуалах, и о древнем календаре![]() Жрецы и духовные лица этого храма не назначались как служители Уицилопочтли, каждого из которых направляли из определё... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Кочевники Центральной Азии![]() Со второй половины I тысячелетия до н. э. в жизни Европы и Азии начинают играть всё большую роль кочевники Центральной... |
Сакоусуньские племена Средней Азии накануне гуннского вторжения![]() Как следует из вышеизложенного, массовое появление гуннов на территории Средней Азии относится к середине I в. до н.э... |
Диаохи![]() К концу II тысячелетия до и. э. в юго-западной части древней Грузии возникли крупные племенные союзы. Одним из таких ... |
|