Племена Америки:
Древняя Америка:
ОПИСАНИЕ ЮКАТАНА |
Майеки |
Боги древних майя |
Развитие МезоАмерики:
Развитие эмпирических знанийКак уже упоминалось, народы доколумбовой Америки достигли высокого уровня в ра... |
Колониальная эпохаВ колониальную эпоху нагвализм и шаманизм пытались идентифицировать с колдовск... |
Космологическая модель индейцевВ небесном центре располагается «владыка года» Шиутекутли, связанный с огненно... |
|
Заупокойные надписи майя |
Древние племена - Майя |
1.0. Заупокойная формула (обычно в виде формулы возрождения) составляет важную часть поминального ритуала, которого придерживались древние майя. В виде надписей на керамике эта формула сохранялась на протяжении нескольких веков классического периода, ибо отражала представления древних майя о загробном мире, о жизни и смерти. До недавнего времени надписи майя были малоизучены, и только благодаря уникальным публикациям американского исследователя Майкла Дэвида Ко [Ко, 1973, 1975, 1978, 1982] стало возможным исследовать материалы надписей на сосудах майя классического периода. 1.2. В соответствии с анимистическими взглядами майя (известными и у других народов), существовали две души: «душа-тень» и «душа-дыхание». Последняя отождествлялась чаще всего с дыханием и биением сердца и должна была появиться у ребенка при рождении. Представляли ее майя в виде птички, бабочки или звезды (например, в Д 22—23а). Мексиканский археолог Альберто Рус так пишет об этом: «У какчикелей из Панахачеля существовало поверье, что, когда человек умирает, он превращается в звезду, а когда рождается ребенок, одна из звезд спускается с неба, чтобы превратиться в душу новорожденного» (Рус, с. 18). По древнему обычаю (в классический период не соблюдавшемуся), умершему придавали позу ребенка, еще находящегося в эмбриональном положении, связывали и закутывали в погребальный покров. Знак, изображающий труп в эмбриональном положении с элементом «краска» на голове, у майя читался нок 'покрытый', 'скрытый', метонимически 'призрак'. В надписях сосудов употребляется синоним теп'. У астеков он читался мик мертвый', мик-тлан 'селение мертвых', 'преисподняя'. Призрак «душа-тень» сохранял облик живого человека. Призраки обитали в селении призраков, или преисподней, но могли посещать и живых. А «душа-дыхание» могла улетать в различные места, например к богу, что майя использовали при жертвоприношениях (отправлениях посланника). Одним из вместилищ души считалась кровь. Жизнь покидает раненого вместе с вытекающей кровью, пока рана дымится, т. е. пока кровь еще не свернулась. Если же она свернется, то душа окажется взаперти. Бьющееся сердце также считалось вместилищем души. При жертвоприношении, как описывает Диего де Ланда, нужно было вырвать сердце как можно быстрее и поднести богу, олицетворенному в статуе, еще трепещущим, пока душа не улетела [Ланда, с. 155]. У майя классического периода «душа-тень», т. е. призрак, отправлялась в страну предков. По древней версии (Д 4566), бог дождя во время своего ежегодного обхода различных мест посещает призраков умерших — нок, обитающих в месте погребения, обозначенном скрещенными костями и драгоценным камнем (маленький кружок). Одно из таких древних представлений майя о загробном существовании нашло отражение в изображениях и надписях на саркофаге в Храме надписей в Паленке: «душа-тень» после смерти человека оказывалась в селении призраков, где вела такую же жизнь, как и в племени. На крышке саркофага изображено дерево. Древний художник, четко придерживаясь тенденции к намеренной архаизации, запечатлел южное (желтое) дерево к'ан че, считавшееся главным, так же как и бог Бакаб, соответствовавший этой стороне света. Де Ланда отмечал, что южный Бакаб (к'ан Бакаб) был «лучший и старший (mayor) из этих богов Бакабов, и поэтому они (майя) упоминали его первым в своих молитвах» [Ланда, с. 172]. Де Ланда подчеркивал и особое значение к'ан че: «Они помещали изображение на жердь (en un palo), называемую к'анте (Kante), поставив ему на плечи ангела в знак воды и того, что этот год должен быть хорошим» [Ланда, с. 170], Постепенно к'ан че приобрело значение 'трон', 'должность' в процессе развития идеи о главном Бакабе, возвышавшемся на желтом южном дереве. Представление о мировом дереве возникает лишь вместе со становлением тенденции к единобожию — выделением главного бога дождя. В изображение желтого дерева на крышке саркофага вплетено множество символов земледелия. На верхушке расположился большой кетцаль. Под деревом лежит человек в характерной для древнемайяских изображений позе отдыхающего. Одежда на нем намеренно архаизирована.На поясе надпись: 281.704.751 К'ан Моо Бол '[Сын] Желтой Попугаихи и Ягуара'. Надписи на стенках саркофага подтверждают, что именно так звали погребенного правителя. В нижней части крышки помещены в виде орнамента несколько раз повторяющиеся знаки чаам (Т 590) 'выдающийся' и ла (Т 534) 'владыка', относящиеся, несомненно, к титулатуре изображенного персонажа. На западной и восточной сторонах крышки саркофага расположено по девять символов, имеющих отношение к регламентации земледельческих работ. Надписи имеются на южной и северной сторонах. Южная сторона: |
Племена Америки:
СПОР ЕЩЕ НЕ ОКОНЧЕНИсследования М. Д. Ко представляют собой новый значительный шаг на пути к пониманию мифологических воззрений, религии ... |
ГЕОГРАФИЯ МИЧОАКАНАТо, что происхождение Пурепеча остаётся неясным и после прочтения легенды, не удивляет. С другой стороны, испанцы вско... |
Флорентийский кодексЗдесь описывается обучение сыновей тех, кто были правителями [тлатоке] и всех принцев, которые приходились сыновьями п... |
Этап Эль-РиегоПо данным радиоуглеродного анализа его возраст 6500 – 4900 лет до н. э. (Согласно утверждению Р. Мак-Нейша – руководит... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Древние племена Малой АзииК V и IV тыс. до н.э. раннеземледельческие племена Малой Азии осваивают почти всю территорию полуострова, и этот проце... |
Распад «державы гуннов»«Держава гуннов» после потери Восточного Туркестана (Синьцзяна) в конце II в. начала клониться к упадку. Своими завоев... |
Укрепление связей между южносибирскими и китайскими племенамиДо недавнего времени оставалось непонятным, почему культура восточной части территории, занимавшейся андроновсцдзди пл... |
|