Племена Америки:
Развитие МезоАмерики:
Медицина народов американского континента . до и после конкистыКоренное население Американского континента прошло в своем развитии два период... |
НЕИЗВЕСТНЫЕ ТЕКСТЫПосле появления речи, ставшей основным способом передачи сообщений, возникла п... |
СОКРОВИЩА МОНТЕСУМЫС первыми лучами солнца испанский военачальник был уже на ногах и принялся со... |
|
Настоящее время |
Древние племена - Индейцы Мезоамерики |
В современных индейских общинах науа и майя можно встретить уцелевшие формы шаманизма, основанного на все тех же базовых идеях о возможностях трансформирования шамана в различные существа, и его способности к ясновидению и целительству. Современный шаманизм среди науа и майя настолько сложен и имеет такие широкие границы, что в данной работе мы ограничимся пересказом некоторых преиспанских традиций, имеющих отношение к излечению заболеваний духа, потому что эти древние традиции все еще продолжают существовать – с учетом логики их изменений в ходе исторического процесса - наряду с новыми верованиями и традициями. В штатах Мехико, Морелос, Пуэбла и Веракрус в основном сохраняется шаманская традиция науа. Эти шаманы придерживаются конкретной специализации – например, среди них есть «гранисерос» (заклинатели дождя), а другие шаманы по-прежнему специализируются на исцелении заболеваний духа. Что касается общин майя, то там шаманы занимают главное место, так как они занимаются не только целительством, но играют важную социально-политическую роль, будучи советниками и наставниками общины. Как и в прежние времена, шаман узнает о своем предназначении во сне или в состоянии болезни, и находясь в этом состоянии, начинает постигать свою новую должность целителя (курандеро) и ясновидящего; другими словами, инициация проводится в именно том состоянии, когда дух отделен от тела. Предназначение некоторых шаманов было предопределено еще до их рождения. Другие становятся шаманами в результате тяжелого душевного потрясения, например, после смерти ребенка. Многие учатся исцелять, общаясь с душами мертвых или других шаманов в своих сновидениях, где существуют иные пространственные измерения. Как майя, так и науа продолжают верить, что существует целый ряд болезней, вызванных сверхъестественными силами и существами. Продолжает бытовать мысль о том, что патология вызывается определенным поведением индивида, который, преступая социальные и моральные нормы, навлекает на себя гнев богов. Наказание может проявиться в том, что духи предков покидают животного-двойника этого индивида, и животное-двойник начинает бродить в полном одиночестве и забвении по горам и долам, отдаваясь во власть любого встречного злого духа, который может пожрать или разрушить его. Иногда боги потустороннего мира могут сами явиться индивиду в заколдованном виде – это может быть змея, муравей, радуга, «сомбрерон» (огромная мужская фигура ужасающего вида в сомбреро), красавица-распутница Xtabay, и попугай-кусака (perico-agarrador), которые бродят по ночам и причиняют людям зло, насылая на них болезни. Заболевание также может быть вызвано знаком ритуального календаря, изменениями в равновесии тела, например, смещением типте (прим. переводчика: tipte - некий мифический орган, который, по верованиям юкатанских майя, находится непосредственно за пупком, имеет округлую форму, и непрерывно пульсирует, управляя всеми функциями тела), а также сильными эмоциями, такими как испуг, злость, печаль или стыд (раздражение). Когда дух находится отдельно от тела, как например, во сне или в состоянии оргазма, он особо уязвим для внезапных заболеваний, и легко отдается во власть ночных и темных сил. Так, в частности, мертвец может явиться во сне и стать причиной заболевания в виде испуга. Заболевания духа проявляются в бредовых видениях, потере речи, меланхолии, раздражительности, патологическом эротизме, в депрессии и сумасшествии; эти заболевания, в свою очередь, влияют на состояние тела, которое начинает страдать от лихорадки, вспучивания, болей, крапивницы, одышки и т.д., что напрямую может привести к смерти человека. Самое распространенное заболевание духа – это «потеря души». Можно свернуть душу с правильного пути, сильно напугав или поразив ее, например, в результате несчастного случая или злого наговора. Считается, что когда душа выходит из тела, ее сразу захватывают духи-хранители земли, рек и лесов, существа потустороннего мира, или некие воздушные субстанции злобного нрава, которые имеют собственную волю – «злые ветры». Например, в Тепостлане (прим. переводчика: г.Тепостлан, Tepoztlan, находится в штате Морелос, неподалеку от г.Куэрнавака, и по традиции считается городом колдунов и всяческой магии) продолжают верить, что «ветры» обитают в оврагах и муравейниках – то есть, в тех самых местах, которые считаются потенциально опасными, т.к. «ветры» предпочитают нападать именно там. В этих оврагах также живет радуга, которая ассоциируется со злобным змеем. Даже плод в утробе матери может потерять душу, если мать его сильно напугана; а легче всего украсть душу у грудничков, так как у них на голове еще не закрылся «родничок». Потерянные души обычно остаются во власти «ветра» именно в том месте, где их застал испуг, или уходят в потусторонний мир (в Тлалокан). Когда душа теряется, то тело заболевает; симптомы этой болезни – потеря апетита, слабость, депрессия, долгий и тревожный сон. Другой вид душевных заболеваний насылается человеческими существами - и самыми худшими из них. Самым распространенным видом этих заболеваний считается «злая порча», которую наслал колдун, и эта болезнь принимает разнообразные формы. Обычно колдуны насылают болезнь магическими заклинаниями или готовят отравляющее снадобье, которое при помощи «плохих ветров», угнездившихся в естественных отверстиях в теле жертвы, заливают его непосредственно в тело несчастного. «Злая порча» проявляется в полном психическом расстройстве и сумасшествии. Колдун может напустить волосы в глотку или желудок своей жертвы, и она умрет от асфиксии или острых болей; колдун может поселить в брюшной полости животных – крысу, броненосца, поросенка, щенка, жабу, гадюку или насекомых. Жертвы порчи испытывают жуткие боли и вскоре умирают. Колдуны могут заочно стерилизовать свою жертву, заморозив ее гениталии, (что затем излечивается паром лекарственных растений, направленным непосредственно на эти органы). В конце концов, колдуны могут «сократить час», а именно – намеренно вызвать смерть после продолжительной агонии. Сообщники колдуна – боги земли – пленяют животное, которое является двойником умирающего, и морят его голодом. Жертва слабеет, страдает рвотой и болями, вздутием живота и наконец – умирает. Есть и другие виды порчи, насылаемой сверхъестественными силами, но уже ненамеренно – такая болезнь может быть вызвана «сильным взглядом» или излишним «жаром». Это особые виды энергии, которая накапливается с годами и превращается в мудрость; древние науа считали эту энергию частью «тоналли». Например, если женщина беременна, то она выделяет излишний «жар», который может навредить окружающим, и в первую очередь - детям. Болезни, вольно или невольно вызываемые окружающими людьми, обычно протекают очень тяжело. Именно поэтому тохолобали говорят, что «нет на свете хуже вреда, чем от людей» (Campos, 1983, p. 90). С душевными заболеваниями люди идут именно к шаману, потому что обычный курандеро не обладает достаточными знаниями в диагностике и лечении такого рода заболеваний. Шаман сразу начинает диагностику через ясновидение – тем же способом и такими же семенами, как и его предки в доколумбову эпоху. В наше время, ясновидение при помощи галюциногенных субстанций уже не так широко распространено, как в доколониальную эпоху (тем не менее, оно до сих пор сохраняется среди науа в Сьерра де ла Пуэбла, и в районе Тетела де Волькан, штат Морелос). И все-таки - расположение зерен маиса и их окраска по-прежнему рассказывают шаману о причине болезни: о том, кто ее наслал, и какое колдовство имело место. Другие шаманы проникают в суть болезни, катая яйцо по телу больного, раскидывая зерна перца и наблюдая за движениями своей икроножной мышцы во время сеанса консультирования. Однако самым главным методом диагностики по-прежнему остается проверка пульса, которая заключается в наблюдении за движением вен на запястье и предплечье больного. Их пульсация говорит шаману о характере болезни и о причине заболевания. Процесс диагностики заканчивается серией вопросов к пациенту, которые призваны привлечь внимание пациента к грехам, которые он когда-то совершил, и его собственным сновидениям, которые помогут открыть истинную причину болезни. Например, в Тепостлане, если кто-то заболевает «ветрами», то ему обычно снятся муравьи. Иногда шаманы проводят диагностику, занимаясь толкованиями своих собственных снов, как это имеет место в Сан-Мигеле, штат Пуэбла. Толкование снов является обычной практикой среди шаманов, даже не столько с целью физиологической и психологической терапии, сколько для того, чтобы найти пропавших людей и потерянные вещи, а заодно посмотреть будущее. На церемонии исцеления иногда все присутствующие начинают толковать свои сны, и это толкование, несмотря на наличие некоторых общих символических образов, понятных всем присутствующим, носит очень личный характер. При всем при том, «толковать сновидения – это надо уметь», - так говорят шаманы Тепостлана, потому что «некоторые сны приходят из мозга, а другие – от соблазна». Это означает, что некоторые сны являются «настоящими», а другие – лживыми, то есть, одни содержат лживые образы, а другие честно отражают похождения души в то время, когда она была отделена от тела. Скорее всего, это понятие уходит корнями еще в доиспанскую эпоху, так как еще древние науа различали «сон напрасный» и «сон истинный». Колдуны, насылающие болезни, также обладают умением их лечить, и в первую очередь – те самые болезни, которые они же сами и наслали, в частности, сумасшествие. Поэтому такие колдуны, равно как и колдуны «хорошие», одинаково пользуются поддержкой одних и тех же святых, а именно – Св.Петра, которого почитают как среди науа, так и среди майя. Колдуны – знатоки обрядов, магических заклинаний и «контр-зелий». Когда шамана постигнет неудача, он идет просить совета у колдуна, который обладает бoльшим набором ресурсов. Когда болезнь продиагностирована, начинается церемония исцеления, которую шаман предварительно увидел во сне, когда его душа была отделена от тела. В процессе сновидения, духи других шаманов подсказывают возможные методы лечения и диагностирования, и учат применять эти методы на душах больных. Поэтому цоциль Мануэль Ариас утверждает: «Всё, чему учат через рот – теряется, потому что учение постигается только через душу». (Guiteras, 1965, p. 135). Церемонии исцеления разнообразны и сложны, однако в них всегда присутствует воскурение копаля, чей дым питает богов; молитвы, где просят прощения и просят вернуть здоровье или потерянную душу; заклинания над больным телом с целью его исцеления и возвращения ему души; жгут свечи, кладут цветы и продукты питания. Часто убивают курицу или черного цыпленка, которого подносят богам взамен потерянной души. Ритуалы могут проходить как внутри помещения, так и в том месте, где душа потерялась – во время своеобразного паломничества к алтарям священных гор, долин и пещер. Помимо молитв и заклинаний, применяются другие методы – разминание больного тела, его обметание, обдувание, обмывание и кровопускание; болезнь также «высасывают» из организма, как это делалось в доколумбову эпоху, и больному подносят целительное питье или накладывают целительную смесь. Иногда исцеление приходит только тогда, когда душа будет полностью от дела – а именно, во время сновидения или в состоянии экстатического транса; чтобы добиться последнего, больному дают галлюциногены, как это до сих пор практикуется в Тетела де Волькан. Все эти верования и медицинские практики, несмотря на включение в них христианских молитв и новейших элементов, в сущности являются продолжением дожившей до нашего времени, в той или иной форме, доиспанской традиции, и находятся в полном согласии с концепцией индейского мировоззрения – взглядов индейцев на окружающий мир и живущего в нем человека. |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
ДОЖДЬ ПОБЕЖДАЕТ ВЕТЕРИз разных уголков Чичен-Ицы шли индейцы к пирамиде Кукулькана. Тела их были празднично раскрашены, в руках разноцветны... |
Собирательство, охота, рыболовствоЗначение собирательства, охоты, рыболовства как видов хозяйственной деятельности в древнем обществе менялось в зависим... |
Хронология М. КоБолее поздние работы по периодизации ольмекской культуры принадлежат археологу Майклу Ко. Анализируя все памятни... |
Пополь-Вух - библия майя-кичеМайяская литература - явление неординарное не только в рамках Нового Света. Иероглифические тексты и надписи майя соде... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Саки (племена)Са ки (др.-греч. Σάκαι,лат. Sacae) — собирательное название группы ираноязычных[1][2][3] коче... |
Древние племена Малой АзииК V и IV тыс. до н.э. раннеземледельческие племена Малой Азии осваивают почти всю территорию полуострова, и этот проце... |
КАРЕНЭто крупный этнический конгломерат племён, несколько различающихся традициями, языком, бытовой культурой. Их общим сам... |
|