Племена Америки:
Древняя Америка:
Система повинностей![]() |
Империя и культура Пурепеча (тараск![]() |
ДОЖДЬ ПОБЕЖДАЕТ ВЕТЕР![]() |
Развитие МезоАмерики:
![]() Колониальная эпохаВ колониальную эпоху нагвализм и шаманизм пытались идентифицировать с колдовск... |
![]() Культура СандиаМы уже упоминали эту культуру, когда речь шла о кочевых охотниках. Она существ... |
![]() Собака в Мезоамерике не только пищаПервые европейцы, прибывшие в Новый Свет, были совершенно не готовы к тому, чт... |
|
Ранний классический период |
Древние племена - Майя |
На рубеже III и IV вв. в Ошкинтоке начался, вероятно, этап великих преобразований и лихорадочной строительной деятельности, который достиг своей вершины к середине V в. Именно тогда были воздвигнуты здания МА-7, МА-1суб, СА-3 и SA-1 в районе, исследованном испанскими археологами. Предполагаемые постройки из растительных материалов были заменены на платформе группы Май небольшим фундаментом на южной стороне, состоявшим из двух ярусов с закругленными углами. Он был покрыт штукатуркой и выкрашен в красный цвет; фундамент должен был поддерживать святилище, следов которого не осталось. Другое сложное сооружение находится на северной стороне; оно дворцового типа, двухэтажное, имеет на нижнем этаже пять продольных галерей, ориентированных в направлении запад — восток, и две поперечные, а также две продольные галереи на верхнем этаже, имевшие входные проемы и окна на западной и восточной сторонах (рис. 2). Эти расположенные одна против другой постройки ограничивали площадь, простиравшуюся на запад, где было еще одно здание (МА-5), большая часть стен которого и кровля были из непрочных материалов. Таким [132] образом, в группе Май было сформировано церемониальное замкнутое пространство, образованное тем, что мы считаем храмом предков в южной части площади, который стоит на базовой платформе, с лестницей и фасадом, обращенными к северу; зданием в два этажа лабиринтного характера в северной части площади, но с фасадом на юг, предназначавшимся, возможно, для ритуалов инициации и очищения, связанных с религиозным культом, и еще одной постройкой, располагавшейся несколько в стороне, которая могла быть временной резиденцией жрецов. В то же время поблизости, в северо-западном направления, было возведено трехэтажное здание, известное как Сатунсат (SA-1); оно полуподземное, состоящее из узких комнат или галерей неправильной формы, образующих сложный лабиринт. Его [133] использование, судя по сохранившейся устной традиции, и по тому, что мы знаем о сходных постройках в других местах, наверняка было связано с методами обучения определенных лиц, готовившихся занять важные общественные должности. Послушники должны были пройти через испытания, состоявшие из перехода по темным коридорам лабиринта. И этот маршрут, сам по себе, был символом связи между уровнями космоса. Таким образом, осуществление этого перехода вело к приобретению эзотерического знания, необходимого для получения власти и занятия определенных ответственных постов. Мы полагаем, что тот факт, что Сатунсат стоит изолированно, не входя ни в один: из архитектурных комплексов центра города (рис. 3), говорит о том, что он являлся символом всей общины или, по крайней мере, ее существенной части, находясь выше отдельных родственных единиц. Мы уже отмечали несколько раз, что сооружение искусственной пещеры свидетельствует о политическом намерении воспроизвести деяние демиургов, которое может быть объяснено необходимостью подтверждения законности власти правителей: последние, таким образом, роднились с предками, создавшими мир и открывшими естественные пути проникновения в подземный мир. На протяжении первой половины классического периода была возведена также постройка СА-3 в группе Ах-Кануль — маленькое странное сооружение из двух галерей, ориентированных в Направлении восток — запад, относящееся, как и предыдущие, к стилю Ранний Ошкинток. Оно расположено, как и МА-1суб, на северной стороне площади, закрываемой на противоположном конце тремя пирамидами. Открытие в южной галерее СА-3 вымостки, раскрашенной, как циновка, заставило нас подумать о возможном династическом значении этого скромного здания; такая оценка стала более приемлемой впоследствии, когда мы нашли иероглиф, нарисованный на пороге, ведущем к средней галерее нижнего этажа МА-1суб. Этот иероглиф, титул правителя, по всей видимости единственный на этом участке стены, был, несомненно, знаком, говорившим о благородном происхождении и высоком ранге обитателей здания; то же [134] самое можно утверждать и относительно пола с изображением циновки (поп) постройки СА-3. Из всего этого делается вывод о желании обитателей Ошкинтока в ранний классический период обозначить качество и социальную принадлежность застроенных пространств специальными знаками. И хотя до настоящего времени такие данные происходят исключительно из нетипичных «дворцов» СА-3 и МА-1суб, мы не колеблемся высказать предположение, что это желание отражается также в храмах и других постройках, связанных с ними. В этих ранних культовых комплексах Ошкинтока есть нечто, что напоминает своеобразное расположение некоторых жилых участков Петена и даже комплексы пирамид-близнецов Тикаля в поздний классический период, хотя ориентация построек значительно отличается; возможно, как предположил Беккер в 1984 г., распространение, изменение или оставление этой городской модели могут служить указанием на культурные или социальные изменения. С другой стороны, представляется очень интересной концентрация надписей раннего классического периода в двух зданиях группы Ах-Кануль, возведенных в следующий период. Дворцы СА-5 и СА-6, являющиеся продолжением один другого, содержали по крайней мере четыре притолоки предыдущей эпохи, которые были еще раз использованы достаточно небрежным образом. Пятая притолока, текст на которой составлял одно целое с текстами предыдущих, была найдена на некотором расстоянии, она лежала возле СА-3. За исключением одного случая, резные памятники содержали надписи Начальной серии, датируемые последней четвертью V в. К сожалению, мы пока же знаем, с какими постройками первоначально были связаны эти надписи, хотя у нас есть предположения, базирующиеся на предварительном прочтении иероглифических текстов, о том, что притолоки были изготовлены для храмов, увенчивавших пирамиды данной группы. Как бы то ни было, мы хотим подчеркнуть здесь именно сам факт того, что имелись даты Длинного счета раннего классического периода в городе на севере полуострова Юкатан. Действительно, ряд авторов, когда еще была известна лишь одна из этих надписей, уже обращали внимание на то, с какой удивительной быстротой распространился из Петена до Ошкинтока обычай воздвигать каменные монументы с абсолютной датировкой по системе майя, но в настоящее время мы имеем возможность сказать, что это распространение было массовым, что речь идет не об изолированном признаке, а о том, что в наш город пришли способы счета Начальной серии, стиль письма, характерный для центрального района, основания с округлыми углами, комплексы типа «акрополей» и, наконец, социальный и политический уклад, в котором эти элементы имели смысл и оправдание, т. е. идеология, поддерживавшая целую сеть общественных отношений и предназначенная укреплять правящие династии. Практически невозможно объяснить наличие в Ошкинтоке всех этих элементов культуры, не прибегнув к гипотезе миграции людей с юга во главе со своими вождями. Поэтому мы можем сделать вывод, что имеющаяся в нашем распоряжении информация относительно организации власти в зоне Тикаля и бассейна Усумасинты в ранний классический период может служить в значительной мере и для понимания начального периода расцвета общины, занимавшей Ошкинток. Именно недавние работы в Тикале, интерпретация социальных функций и династической символики таких комплексов, как «Потерянный мир» и «Северный акрополь», могут послужить опорой для наших соображений о первичном предназначении застроенных пространств, независимых от конкретных социальных сегментов. |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
Религиозная система древних ольмеков![]() Проблема реконструкции религиозной системы является одной из наиболее сложных для всей ольмекской археологии, поскол... |
Мифы о происхождении в Месоамерике![]() Говоря о мифах о происхождении, мы обращаемся к основополагающим преданиям, которые на протяжении многих столетий несм... |
Первая экспедиция![]() В марте 1924 года с целью изучения южной Мексики была организована этнографо-археологическая экспедиция. Во главе ее с... |
Общие сведения![]() Последним из великих городов коренных жителей Мезоамерики был город ацтеков Теночтитлан, расположенный в долине Мехико... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Кочевники Центральной Азии![]() Со второй половины I тысячелетия до н. э. в жизни Европы и Азии начинают играть всё большую роль кочевники Центральной... |
Усуни![]() Первоначальным местом расселения усуней была часть нынешней провинции Ганьсу, где они жили вперемежку с юэчжи. При одн... |
Объединение сасперов![]() Среди племен Восточной Грузии наибольшего расцвета к этому времени достигло племя, обитавшее в бассейне верхнего течен... |
|