Племена Америки:
Развитие МезоАмерики:
![]() Проблема двойственности и пути ее разрешения в мифологии МесоамерикиДуальность — один из древнейших герметических принципов, лежащий в основе Всел... |
![]() Источники по истории и медицинеПисьменные памятники Возможность изучения древних текстов аборигенов Америк... |
![]() ШаманыИндейское мировоззрение включает не только видимую и осязаемую реальность. За ... |
|
Основные виды и темы ольмекского искусства |
Древние племена - Ольмеки |
Необычному и яркому ольмекскому искусству посвящена, несомненно, наибольшая часть публикаций по ольмекской проблематике - сотни статей и докладов на конференциях, десятки диссертационных исследований, монографические работы, красочные альбомы и каталоги выставок в крупнейших музеях Америки и Европы. Шедевры ольмекского искусства, как и столетие назад, привлекают новых и новых специалистов и открывают интереснейшие перспективы для интерпретации ольмекских художественных образов, мифологии и ритуала. В то же время исследователи искусства встречаются с рядом серьезных проблем объективного и субъективного характера. Во-первых, ольмекские мастера использовали в своей работе самые различные материалы - глину, дерево, каучук, раковины, кость, рог, волокна, перья, шкуры, около полутора десятков сортов камня и вулканического стекла (обсидиана). К сожалению, кислотные почвы района не сохранили подавляющую часть изделий из органических материалов, в т. ч. и наиболее ранних - исключительно важных для изучения истоков ольмекского искусства и зарождения неповторимого «ольмекского стиля». Во-вторых, значительная часть ценных изделий из жадеита и серпентина, полых фигурок из белой глины, изящных ритуальных сосудов стала добычей грабителей и осела в частных коллекциях. Те из них, что в той или иной степени доступны специалистам, практически всегда лишены точной информации о месте и археологическом контексте находки[255]. Это существенно осложняет анализ и интерпретацию артефактов. Более того, спрос на «ольмекский стиль» породил многочисленные, порой весьма искусные, подделки и копии, практически не отличимые от оригиналов. В-третьих, многие произведения монументальной скульптуры - колоссальные каменные головы, стелы, алтари-троны - были найдены не in situ, а в перемещенном, фрагментированном или захороненном состоянии в силу естественных причин или в результате деятельности человека. Например, значительная часть наиболее выразительных скульптур стала известна ученым после случайных находок местных жителей, которые извлекали их из земли и разрушали контекст. Это во многих случаях не позволяет определить, каково было изначальное положение конкретного монумента, его смысловую (тематическую) связь с соседними монументами и роль в ансамбле всего памятника. В-четвертых, очень серьезной проблемой является датировка изделий. Прямых методов датирования базальта, жадеита или серпентина пока не существует. Речь идет о датировке комплекса, в котором находился тот или иной предмет искусства. Каменные монументы, обнаруженные у земляной насыпи, могли быть помещены туда в самые разные периоды строительства и существования насыпи, а жадеитовые украшения, найденные в гробнице, могли быть изготовлены за несколько десятилетий до погребения. Особенно сложно датировать импортные изделия, попавшие из Ольмана в более или менее отдаленные районы Мезоамерики. Традиционно все ольмекские произведения искусства подразделяются на две категории: монументальная скульптура[256] и малые (портативные) формы. В настоящее время известно ок. 250 каменных ольмекских монументов. Видный в этой области специалист Б. де Ла Фуэнте выделяет три основных темы в монументальной скульптуре: - легендарные (мифические) персонажи. К ним относятся увеличенные изображения людей (правителей, жрецов) на алтарях-тронах в нишах, которые символизируют пещеру как место появления человека в момент создания. Эти персонажи в ряде случаев держат на руках (принося в жертву ?) ягуароподобных младенцев; - изображения сверхъестественных, фантастических персонажей. Чаще всего это полулюди-полуягуары (оборотни), а также существа, сочетающие человеческие черты и черты птиц, рептилий, насекомых; - антропоморфные изображения. К ним относятся колоссальные каменные головы и скульптуры сидящих или стоящих людей в замысловатых головных уборах, с украшениями и различными предметами в руках (рис. 94, 95)[257]. К категории алтарей-тронов относится 14 монументов[258]. Более всего (семь) найдено в Ла-Венте. Среди этих сложных по своей композиции произведений скульптурного искусства есть очень крупные образцы. Например, монумент 14 из Сан-Лоренсо имеет размеры 1,38 х 3,48 х 1, 52 м и весит ок. 30 т, а один из монументов в Ла-Венте (Алтарь 4) - до 33 т (рис. 96).
|
Читайте: |
---|
Племена Америки:
Аграрное производство![]() Конкистадоры, руководимые Э. Кортесом, были потрясены картиной поразительного обустройства территории и ее ухоженности... |
ЭКСПЕДИЦИЯ КОРТЕСА![]() Эрнандо Кортес отправился с Кубы с И кораблями, из которых наибольший был в 100 бочонков, и назначил на них несколько ... |
Катабасис Кецалькоатля![]() Катабасис (спуск в преисподнюю) — популярная тема в мифологии, а затем и в литературе, начиная с древнейших времен. Са... |
Истоки ольмекской культуры![]() От начала систематических археологических исследований ольмекских центров и поселений на территории штатов Веракрус и ... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Объединение сасперов![]() Среди племен Восточной Грузии наибольшего расцвета к этому времени достигло племя, обитавшее в бассейне верхнего течен... |
ПЛЕМЕНА БУРЯТИИ![]() ХОРИ Потомки племени хори - нынешние хоринские буряты, как называют также бурят, проживающих в Хоринском районе Бур... |
Племена, жившие вокруг Египта![]() Раннее царство Древнего Египта О первых двух династиях до нас дошло очень мало сведений, и еще меньше материальных св... |
|