Племена Америки:
Развитие МезоАмерики:
![]() Бартоломе де Лас Касас и его времяРубежи больших исторических эпох всегда бывают периодами необычайно ускоренног... |
![]() ЛекарстваПутем бесконечных проб и ошибок мексиканские индейцы выделили из всего разнооб... |
![]() Испанизация и духовная конкиста Центральной Америки: первые шагиВзаимодействие цивилизаций в эпоху Великих географических открытий охватило и ... |
|
Голова как плод: гигантские головы ольмеков |
Культура и развитие - Игры Индейцев |
Гигантские монументы из базальта трехметровой высоты в виде мужских голов в игровых шлемах - самые характерные памятники ольмекской цивилизации, первые в Мезоамерике свидетельства ритуала обезглавливания игроков и культа голов-фетишей - говорят об исключительном значения игры в обрядности ольмеков. Колоссы стояли на площадях в главных центрах ольмеков на побережье Залива в 1200-600 гг. до н.э. Форма монументов, подсказанная самой природой (склоны Серро-Синтепек в горах Тустлы, в каменоломнях которого были выбиты все 16 известных ныне голов, усеяны огромными валунами овальной и круглой формы), а также представления о символической связи мяча и головы, игры и обезглавливания послужили толчком к созданию этих памятников. Гигантские головы, которые, согласно распространенной точке зрения, являют собой портреты ольмекских вождей/капитанов команд, принесенных в жертву обезглавливанием, по нашему мнению, имели прямое отношение к ритуалу игры, разыгрывавшему миф о жертвоприношении героя-игрока и его голове, превратившейся в плод мирового дерева. Возможное подтверждение тому - рельеф стелы 63 в Сан-Лоренсо (1200-900 гг. до н.э.): правитель (или бог грозы) в игровом поясе показан у ствола дерева - стоящего на хвосте Змея-Каймана; круг на стволе при вечернем освещении определенно читается как голова или череп. Гигантские головы изображали культурного героя и мифического предка-родоначальника в роли игрока в мяч, отражали идеальные черты мужчины-воина. С ними, вне сомнения, ассоциировались ольмекские владыки. Отрубленная голова героя-игрока, наделенная магической, способствующей плодородию силой, - символ плода-мяча, оплодотворяющей жертвы в центре мира, повторялась в колоссальных размерах и превращалась в фетиш; она являла собой гигантский плод, возведенную в абсолют идею плодородия, служила залогом обилия урожаев. |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
Ранний классический период![]() На рубеже III и IV вв. в Ошкинтоке начался, вероятно, этап великих преобразований и лихорадочной строительной деятельн... |
МИРНЫЙ ДЕНЬ ВЕЛИКОГО ГОРОДА![]() Рано утром, когда пробудились птицы в лесу, крестьяне наполняли мешочки зернами маиса, заострили обсидиановыми ножами ... |
ДОЖДЬ ПОБЕЖДАЕТ ВЕТЕР![]() Из разных уголков Чичен-Ицы шли индейцы к пирамиде Кукулькана. Тела их были празднично раскрашены, в руках разноцветны... |
Месоамериканская аномалия?![]() «В дни испанской конкисты Теночтитлана, столицы ацтеков, Кортес писал Карлу V о том, что был там правитель огромной пр... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Социальная природа объединений Диаохи и Колха![]() Существовавшие на протяжении столетий сильные объединения Колха и Диаохи на поздней стадии своего развития (IX — VIII ... |
Восточныи уркестан![]() К западу от Китая, преимущественно в бассейне реки Тарима, были расположены города-государства Восточного Туркестана В... |
Возникновение «державы гуннов»![]() Война играла в жизни гуннов огромную роль. Искусство конного боя достигло у них большой высоты. Конные отряды гуннов с... |
|