Племена Америки:
Древняя Америка:
ПЕРВАЯ ВЕСТЬ О ЧУЖЕСТРАНЦАХ![]() |
Основание Теночтитлана![]() |
Флорентийский кодекс![]() |
Развитие МезоАмерики:
![]() История Индий Новой ИспанииПервыми воинами, вступавшими в схватку, были те, кого называли Куачик, кто был... |
![]() Проблема двойственности и пути ее разрешения в мифологии МесоамерикиДуальность — один из древнейших герметических принципов, лежащий в основе Всел... |
![]() Цветы и завитки в изобразительном искусстве ольмеков и сапотековОльмекская культура, признаваемая многими учеными (М. Стирлинг, Ж. Сустель, М.... |
|
«ЛЕД И ПЛАМЕНЬ» |
Древние племена - Ольмеки |
Она состоялась в 1942 году в городе Тустла-Гутьеррес — столице мексиканского штата Чиапас и привлекла множество специалистов со всех концов Нового Света. Гигантская базальтовая голова из Сан-Лоренсо. Буквально с первых же минут зал заседаний конференции стал ареной ожесточенных споров и дискуссий. Борьба шла в основном между двумя непримиримо настроенными лагерями. По иронии судьбы их разделяли на этот раз не только научные взгляды, но и национальная принадлежность: мексиканский темперамент столкнулся здесь с англосаксонским скептицизмом. На первых порах тон задавали североамериканцы. Мэтью Стирлинг и Филипп Дракер в сдержанных тонах изложили собравшимся итоги своих раскопок в Трес-Сапотесе и Ла-Венте и выдвинули схему развития ольмекской культуры, приравняв ее хронологически Древнему царству майя (300—900 гг. н. э.). Надо сказать, что в то время большинство археологов, особенно в США, целиком находилось во власти одной заманчивой теории. Они были убеждены в том, что все выдающиеся достижения доколумбовой индейской цивилизации в Центральной Америке являются заслугой только одного народа — майя. И, одержимые этой идеей, ученые-майянисты не скупились на пышные эпитеты, называя своих любимцев «греками Нового Света», неповторимым, избранным народом, отмеченным печатью особой гениальности. И вдруг, как внезапно налетевший ураган, в зале чинного академического собрания прозвучали страстные голоса двух мексиканских ученых. Их имена — Альфонсо Касо и Мигель Коваррубиас — были хорошо известны сеем присутствующим в зале. Один из них прославил себя открытием сапотекской цивилизации Монте Альбана. Другой считался непревзойденным знатоком древнемексиканского искусства. Определив характерные черты и высокий уровень нового художественного стиля, они со всей своей убежденностью заявили о том, что именно ольмеков следует считать древнейшим цивилизованным народом Мексики. «Там, в джунглях и болотах Южного Веракруса,— говорил Мигель Коваррубиас,— повсюду лежат археологические сокровища: погребальные холмы и пирамиды, мастерски вырезанные из базальта гигантские изваяния богов и героев, великолепные статуэтки из драгоценного нефрита... Многие из этих древних шедевров относятся к началу христианской эры. Появившись внезапно, неизвестно откуда, во вполне зрелом виде, они, бесспорно, принадлежат культуре, которая была, по всей вероятности, основополагающей, - материнской культурой для всех более поздних цивилизаций». Ему вторил и А. Касо: «Культура ольмеков... оказала существенное влияние на развитие всех последующих культур». Свои взгляды мексиканцы подкрепили весьма убедительными фактами. «Разве не на территории ольмеков найдены - древнейшие предметы с календарными датами? — говорили они.— А самый ранний храм майя в Вашактуне — Пирамида Е-VII-суб.? Ведь он украшен типично ольмекскими скульптурными масками в виде бога-ягуара!» «Но, помилуйте,— возражали их противники.— Вся культура ольмеков — это лишь искаженное отражение влияний великой цивилизации майя. Ольмеки просто заимствовали у майя систему календаря и записали свои даты неверно, значительно их удревнив. А может быть, ольмеки пользовались календарем 400-дневного цикла или вели отсчет времени от другой даты, чем майя?» Однако попытки представить культуру ольмеков в виде ухудшенного слепка с великолепной майяской цивилизации были крайне неубедительны. |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
Мотекусома I Старший: завоеватель и реформатор![]() Преемником Итцкоатля, новым ацтекским тлатоани стал Мотекусома (ацт. «грозный», «суровый») (см. рис. 13) |
Поселения тарасков![]() Большинство тараскских городов появились во время социальных реформ XVI века. До сих пор центральная площадь каждого... |
Изготовление бумаги в Месоамерике и современное использование амате![]() В далёком 1635 году городские священники устроили над несколькими людьми отоми судебный процесс, обвиняя тех в «идолоп... |
КЕЦАЛЬ И КРЕСТ![]() Крест - символ христианства. У древних индейцев Мексики и Гватемалы птица кецаль с её изумрудного цвета оперением была... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Укрепление связей между южносибирскими и китайскими племенами![]() До недавнего времени оставалось непонятным, почему культура восточной части территории, занимавшейся андроновсцдзди пл... |
Малые народности и горные племена Юго-восточной Азии![]() Помимо крупных государствообразующих этносов (таи, лао, кхмеры, мон, шан) на территории стран Юго-восточной Азии (Тайл... |
Племена Китая в период энеолита![]() Данные раскопок позволяют восстановить картину жизни племён, населявших Китай в период неолита и энеолита. Важнейшим м... |
|