Племена Америки:
Древняя Америка:
Существует ли пророчество майя о 20![]() |
Дома Отоми![]() |
Аграрное производство![]() |
Развитие МезоАмерики:
![]() Великие культуры МесоамерикиК тому времени, когда у берегов Америки появились первые испанские корабли, ве... |
![]() СОКРОВИЩА МОНТЕСУМЫС первыми лучами солнца испанский военачальник был уже на ногах и принялся со... |
![]() Источники по истории и медицинеПисьменные памятники Возможность изучения древних текстов аборигенов Америк... |
|
Мяч-плод-голова: игра и жертва в центре мира |
Культура и развитие - Игры Индейцев |
Мяч ассоциировался и с другим видом жизненной субстанции - душой живого человека, так как по самой своей природе, как и душа, имел прямое отношение к крови: каучук, из которого в тропических лесах Америки делались мячи, добывался из сока - крови дерева-каучуконоса. Поэтому для обозначения как мяча, так и души, заключенной в крови, сердце и голове живого существа, майя использовали одни и те же этимологические синонимы - k'ik' и ul. К последнему корню восходят названия мяча и игры во многих языках Мезоамерики50. Благодаря своей связи с душой-кровью - она же душа-дыхание,ik' и своей прыгучести, мяч считался также воплощением ветра, ik', приносящего дождевые тучи, и дождевого облака (в одной из сцен показан в виде головы монстра, персонифицирующего облако). Скрытые в мяче механизмы магии приводились в действие игрой: мяч, подпрыгивая, ударял по облакам и высекал из них молнии; глухие удары мяча, топот и прыжки играющих на поле - подобие раскатов грома - магическим образом вызывали дождь. Поэтому перед севом мезоамериканцы играли в мяч: игроки на фресках Теотиуакана, скульптурных атрибутах для игры и рельефах из Веракруса и Чьяпаса, фигурных курильницах из Монте-Альбана держат в руках сумки для семян. Мяч в Дрезденской рукописи (Д70а1), над которым сидит бог дождя К'аш-иш (бог посещает стадион - играет в мяч), показан над полем стадиона со спиралью и знаком огня над ним. Насаженные на рукоять горящие мячи - зажженные факелы со знаком ik' ( ветер [несущий дождь] , душа [несущая послание к богам] ) держат в поднятых руках близнецы-Обезьяны, патроны игры в мяч. Боги стоят в игровой стойке, на одном колене, по обе стороны от лестницы Трибуны зрителей , выходящей на площадь перед стадионом в Копане. Поясом богам служит Облачный Змей (его язык свисает вниз в виде знака ти, Т 19, облачный ); Змеем закреплена головная повязка на правой скульптуре (знак bal, Т98, веревка , перен. дождь ): Змеи, как и цветущие лианы, повязанные вместо шарфов вкруг шеи богов, символизировали струи дождя. В сценах на сосудах из Петена и Чьяпаса, на граффити в Тикале и в мексиканских кодексах в ритуале, завершающем игру в мяч, игроки танцуют с оперенным мячом, стоят, преклонив колени, или танцуют перед жаровней-алтарем, на которой лежит мяч с двумя короткими зелеными крыльями по бокам и пучком драгоценных перьев, поднимающимся над мячом (как над вырванным из груди сердцем посланника, лежащего на алтаре у основания лестницы, которая ведет к трону владыки Пьедрас-Неграс на рельефе стелы 11). Эти сцены говорят о том, что мяч - воплощенная душа-кровь, символический эквивалент жертвенного сердца и отрубленной головы, служил объектом культа, использовался в игре и сжигался на алтарях: огонь освобождал душу и она улетала с посланием к богам. Мяч являл собой как бы огромный курительный шарик: маленькие шарики из копала и каучука, имитировавшие жертвенные сердца, k'ik', сгорали в курильницах и являлись самой распространенной жертвой богам. Сожжение мяча, по нашему мнению, входило в ритуал игры. Этим, мы полагаем, объясняется количество мячей (по Кодексу Мендосы - 16 тысяч ежегодно), поставляемых в дани провинций правителю ацтеков. Дым от сжигавшегося после игры мяча собирал дождевые тучи и служил метафорой улетающей души-посланницы. |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
Социополитическая организация и ритуал тарасков![]() Тараскская социополитическая организация и ритуал отражает сложные и двойственные взаимоотношения местизо с тарасками... |
Зачем ольмекам нужна была монументальная скульптура?![]() Ещё одной загадкой этой цивилизации является обилие среди болот монументальных памятников, изготовлявшихся из крупных ... |
Источники по истории и медицине![]() Письменные памятники Возможность изучения древних текстов аборигенов Америки появилась лишь в середине нашего века,... |
В ГЛУБИНАХ ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА![]() Судя по письменным источникам, представления майя о вселенной и о смерти сводились к следующему. Над плоской поверхнос... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Саки (племена)![]() Са ки (др.-греч. Σάκαι,лат. Sacae) — собирательное название группы ираноязычных[1][2][3] коче... |
Социальная природа объединений Диаохи и Колха![]() Существовавшие на протяжении столетий сильные объединения Колха и Диаохи на поздней стадии своего развития (IX — VIII ... |
Древние племена Малой Азии![]() К V и IV тыс. до н.э. раннеземледельческие племена Малой Азии осваивают почти всю территорию полуострова, и этот проце... |
|