Племена Америки:
Древняя Америка:
Современное использование амате![]() |
Жречество![]() |
Мотекусома I Старший: завоеватель и![]() |
Развитие МезоАмерики:
![]() СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЕ ИНДЕЙЦЫ: ОТ КАМЕННЫХ НАКОНЕЧНИКОВ К КАПИТАЛИЗМУИтак, несколько племен продолжали свой путь от бескрайних северных просторов к... |
![]() Этап КошкатланЭтот период длился с 4900 до 3500 г. до н. э. (Этап Кошкатлан датирован Р |
![]() Бартоломе де Лас Касас и его времяРубежи больших исторических эпох всегда бывают периодами необычайно ускоренног... |
|
В ГЛУБИНАХ ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА |
Древние племена - Майя |
Судя по письменным источникам, представления майя о вселенной и о смерти сводились к следующему. Над плоской поверхностью прямоугольной земли расположены тринадцать слоев небес, каждый из которых имел свое божество. Небо опиралось на пять больших мировых деревьев, стоявших по четырем сторонам света и в центре земли. На вершинах деревьев сидели птицы. Под землей располагалось загробное царство, которое, согласно некоторым источникам, состояло из девяти ярусов. Души воинов, умерших на поле битвы или от жертвенного ножа, и женщин, которые умерли при родах, направлялись на небо, в рай бога солнца, а утонувшие, умершие от болезней, связанных с водой, и убитые молнией шли в небесный рай бога дождя. Однако души большинства людей, умерших обычной смертью, «в домашней постели», попадали в подземный мир — «Миктлан» (ацтекск. — «Область мертвых», «Область, где мы утрачиваем себя», «Область бесплотных»), холодное и темное [41] царство, где и бродили до своей окончательной гибели. Во время своего долгого путешествия по лабиринтам царства смерти душа человека подвергалась тяжелым испытаниям, ярко описанным в ацтекских и майяских мифах: переплывала зловонные реки из крови и гноя, пробиралась между сталкивающимися друг с другом горами, пересекала высокие плоскогорья с холодными ветрами, пронизывающими насквозь подобно обсидиановому ножу. После четырехлетнего пути душа попадала в самый нижний из ярусов преисподней, где царствовала пара ужасных богов — Миктлантекухтли, Повелитель Страны Мертвых, и его супруга. Оба они изображаются в виде скелетов. Сидя во дворце, построенном из человеческих костей, эта пара управляет своим страшным царством. Все другие божества Подземного царства находятся у них в подчинении. По поверьям майя, вход в Подземное царство находится в богатой пещерами области Альта Верапас в Гватемале, там, где из отверстия в земле, расположенного на перекрестке четырех дорог, вырывается наверх поток бурлящей «дурной» крови и разложившихся тел. Болезни, поражающие человека, тоже выходят якобы из этой дыры в облике дьявольских духов. Но даже и там, в мрачных глубинах Подземного царства, конечная судьба человека целиком зависела от его социального положения при жизни. Цари «воскресали» вновь и превращались в небесных богов, а рядовые земледельцы-общинники навеки оставались в преисподней. Этому представлению соответствовал и ритуал захоронения правителей. У майя-покоман, живших в области Верапас в горной Гватемале, в XVI веке умершего правителя помещали в большой глиняный сосуд, который опускали в могильную яму вместе с богатствами и украшениями покойного. Над этим местом насыпали впоследствии холм, размер которого зависел от силы и могущества умершего. Сверху устанавливали каменную статую правителя и ей поклонялись. В других случаях мертвого царя облачали в лучшие одежды, украшали драгоценностями и сажали на трон. На похороны приезжали дружественные правители или их подданные, приводя с собой рабов и принося подарки. Затем умерший помещался в ящик из дерева или в каменный саркофаг в сидячем положении, со скрещенными ногами. Вместе с ним клали золото, бумажные плащи и другие ценности. Ящик опускали в могилу, вырытую на вершине горы. Убивали рабов и размещали их вокруг ящика. Если раб был земледельцем, вместе с ним зарывали земледельческие орудия; если он был охотником, то при нем находились лук и стрелы. С рабынями клали «манос» и «метатес» — зернотерки для приготовления муки из маиса, глиняные сосуды для варки пищи, чаши для питья, тарелки и миски. Словом, делалось все, чтобы в загробном мире существование правителя ничем не отличалось от земного. Над гробницей сооружали небольшой каменный алтарь, на котором индейцы обычно сжигали ароматную смолу и делали другие жертвоприношения. Но вернемся к мифу о божественных близнецах. |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
История ацтеков и Мексиканской долины при Чимальпопоке![]() После смерти Уитсилиуитля в 1416 г. тлатоани был избран его сын Чимальпопока (ацт. «дымящийся щит») (см. рис |
Шаманы![]() Индейское мировоззрение включает не только видимую и осязаемую реальность. За этой реальностью находятся другие сферы,... |
Тлатоани Ауитсотль и пик ацтекских завоеваний![]() На четвертый день после смерти Тисока в Теночтитлане собрались члены совета по избранию нового тлатоани. По всей видим... |
Истоки ольмекской культуры![]() От начала систематических археологических исследований ольмекских центров и поселений на территории штатов Веракрус и ... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Гунны![]() Первое крупное племенное объединение на территории Центральной Азии складывается ещё в конце III в. до н. э. у гуннов |
Образование крупных объединений армянских племен![]() Как отмечалось выше, после разгрома Урартского царства в северных его районах главенствующее положение занимают грузин... |
КАРЕН![]() Это крупный этнический конгломерат племён, несколько различающихся традициями, языком, бытовой культурой. Их общим сам... |
|