Племена Америки:
Развитие МезоАмерики:
![]() Этап АхуэреадоРадиоуглеродный анализ показывает, что, до всей вероятности, этот этап закончи... |
![]() Этап ПурронЕго возраст – 2300-1500 гг. до н. э. Это наиболее неясный этап, поскольку обна... |
![]() Эволюция символа Цветок и Песня в Центральномексиканской культуреОдним из наиболее значимых символов культур Центральномексиканского нагорья (д... |
|
В ГЛУБИНАХ ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА |
Древние племена - Майя |
Судя по письменным источникам, представления майя о вселенной и о смерти сводились к следующему. Над плоской поверхностью прямоугольной земли расположены тринадцать слоев небес, каждый из которых имел свое божество. Небо опиралось на пять больших мировых деревьев, стоявших по четырем сторонам света и в центре земли. На вершинах деревьев сидели птицы. Под землей располагалось загробное царство, которое, согласно некоторым источникам, состояло из девяти ярусов. Души воинов, умерших на поле битвы или от жертвенного ножа, и женщин, которые умерли при родах, направлялись на небо, в рай бога солнца, а утонувшие, умершие от болезней, связанных с водой, и убитые молнией шли в небесный рай бога дождя. Однако души большинства людей, умерших обычной смертью, «в домашней постели», попадали в подземный мир — «Миктлан» (ацтекск. — «Область мертвых», «Область, где мы утрачиваем себя», «Область бесплотных»), холодное и темное [41] царство, где и бродили до своей окончательной гибели. Во время своего долгого путешествия по лабиринтам царства смерти душа человека подвергалась тяжелым испытаниям, ярко описанным в ацтекских и майяских мифах: переплывала зловонные реки из крови и гноя, пробиралась между сталкивающимися друг с другом горами, пересекала высокие плоскогорья с холодными ветрами, пронизывающими насквозь подобно обсидиановому ножу. После четырехлетнего пути душа попадала в самый нижний из ярусов преисподней, где царствовала пара ужасных богов — Миктлантекухтли, Повелитель Страны Мертвых, и его супруга. Оба они изображаются в виде скелетов. Сидя во дворце, построенном из человеческих костей, эта пара управляет своим страшным царством. Все другие божества Подземного царства находятся у них в подчинении. По поверьям майя, вход в Подземное царство находится в богатой пещерами области Альта Верапас в Гватемале, там, где из отверстия в земле, расположенного на перекрестке четырех дорог, вырывается наверх поток бурлящей «дурной» крови и разложившихся тел. Болезни, поражающие человека, тоже выходят якобы из этой дыры в облике дьявольских духов. Но даже и там, в мрачных глубинах Подземного царства, конечная судьба человека целиком зависела от его социального положения при жизни. Цари «воскресали» вновь и превращались в небесных богов, а рядовые земледельцы-общинники навеки оставались в преисподней. Этому представлению соответствовал и ритуал захоронения правителей. У майя-покоман, живших в области Верапас в горной Гватемале, в XVI веке умершего правителя помещали в большой глиняный сосуд, который опускали в могильную яму вместе с богатствами и украшениями покойного. Над этим местом насыпали впоследствии холм, размер которого зависел от силы и могущества умершего. Сверху устанавливали каменную статую правителя и ей поклонялись. В других случаях мертвого царя облачали в лучшие одежды, украшали драгоценностями и сажали на трон. На похороны приезжали дружественные правители или их подданные, приводя с собой рабов и принося подарки. Затем умерший помещался в ящик из дерева или в каменный саркофаг в сидячем положении, со скрещенными ногами. Вместе с ним клали золото, бумажные плащи и другие ценности. Ящик опускали в могилу, вырытую на вершине горы. Убивали рабов и размещали их вокруг ящика. Если раб был земледельцем, вместе с ним зарывали земледельческие орудия; если он был охотником, то при нем находились лук и стрелы. С рабынями клали «манос» и «метатес» — зернотерки для приготовления муки из маиса, глиняные сосуды для варки пищи, чаши для питья, тарелки и миски. Словом, делалось все, чтобы в загробном мире существование правителя ничем не отличалось от земного. Над гробницей сооружали небольшой каменный алтарь, на котором индейцы обычно сжигали ароматную смолу и делали другие жертвоприношения. Но вернемся к мифу о божественных близнецах. |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
Российские сторонники концепции “материнской культуры”![]() Среди современных историографов древних мезоамериканских культур можно выделить Г.Г. Ершову. В 2000 г |
Статуи острова Пасхи![]() Остров Пасхи (Рапануи) (Pascua, Rapa Nui), вулканический остров в восточной части Тихого океана 165,5 квадратных килом... |
Язык Отоми![]() Одним из любопытных фактов в сравнении Ишмикильпана с Сан Паблито является их различная связь со своим языком. В то вр... |
Изготовление бумаги в Месоамерике и современное использование амате![]() В далёком 1635 году городские священники устроили над несколькими людьми отоми судебный процесс, обвиняя тех в «идолоп... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Распад «державы гуннов»![]() «Держава гуннов» после потери Восточного Туркестана (Синьцзяна) в конце II в. начала клониться к упадку. Своими завоев... |
Грузинские племена и их соседи![]() Грузинские племена уже несколькотысяч лет назад представляли собой самостоятельную языковую группу. Мегрело-чанские пл... |
Бронзовый век в Иране и Средней Азии![]() Культура племён горного Ирана и Средней Азии конца III и II тысячелетия до н. э. является продолжением энеолитической,... |
|