Племена Америки:
Древняя Америка:
МИРНЫЙ ДЕНЬ ВЕЛИКОГО ГОРОДА![]() |
Аграрное производство![]() |
Звёздная Змея![]() |
Развитие МезоАмерики:
![]() ВанильВаниль - высушенные после провяливания недозрелые плоды (стручки) тропического... |
![]() Цветы и завитки в изобразительном искусстве ольмеков и сапотековОльмекская культура, признаваемая многими учеными (М. Стирлинг, Ж. Сустель, М.... |
![]() Бартоломе де Лас Касас и его времяРубежи больших исторических эпох всегда бывают периодами необычайно ускоренног... |
|
Богиня Луны - покровительница лунной игры |
Культура и развитие - Игры Индейцев |
Знак in ( семя , дождь ), изображенный на мячах, нередко стилизован под знак женщины или вписан в лицевой знак женщины: Женщиной в Мезоамерике именовалась владычица ночи, Луна. Этот знак, по общему мнению, изображает молодую богиню Луны (она, согласно II реформе календаря, заменила в роли хозяйки неба Луны старую богиню Чак Кит)43; он показан первым в блоке ch'up-haa, стоящем в формуле возрождения в позиции сказуемого ( бывшая женой ); второй знак (в данном блоке суффикс44) - знак воды, древнейшая общемезоамериканская пиктограмма Облачной пещеры и ее главной хозяйки у ольмеков, владычицы вод Луны. Боги и богини, связанные с Луной, изображались сидящими в полном знаке Луны-пещеры, на полумесяце или с полумесяцем за спиной45. Гротом/полумесяцем окружает Пернатый Змей сидящую в пещере Великую богиню Луны ольмеков на стеле 19 в Ла-Венте; в пещере-преисподней, полуокруженный изогнутым в виде полумесяца знаком земли, показан главный бог дождя в рукописи (Д59а2). К богине могла иметь отношение надпись на мяче, на который рукой опирается победитель в сцене на сосуде46: VII Женщина ; она же в другой надписи в той же сцене названа хозяйкой входа . Входом именовалась пещера-преисподняя. В надписи над мячом между соперниками упомянут очищающий большой путь по преисподней. Видимо изображенная на сосуде игра была посвящена поминанию владычицы, а на мяче — имя ее покровительницы, богини Луны. В нескольких поминальных текстах дата возвращения призрака на землю дана и по солнечному, и по лунному календарю (например в надписи на упомянутом сосуде из Наранхо - J8). Лунная дата показана в блоке, главный знак которого изображает черный диск Луны перед началом лунного цикла, в новолуние, с которого начинался счет дней в лунном месяце. Диск Луны, подобный черному мячу, вписан в знак воды - пиктограмму пещеры, хозяйкой которой с древнейших времен, как мы упомянули выше, считалась повелительница вод, покровительница женщин, рожениц и женских занятий — Луна. Она в новолуние уходила в свой колодец — поэтому приобрела на Юкатане имя 'Та, что в глубине колодца 47 ; здесь она наполнялась водами и начинала расти - как плод в утробе матери (Луна универсально связывается с зачатием и развитием плодов живой природы), чтобы потом пролиться на землю оплодотворяющим дождем. Это в ее лоне-пещере, служившем поэтической метафорой женского лона, очищались и реинкарнировались души, совершалось второе рождение инициируемых подростков. Эпоха ольмекской цивилизации, когда во главе пантеона ольмеков стояла Великая богиня Луны, была временем господства лунного календаря (в нем основной единицей был полугод , приравненный к сезону и состоящий из шести лунных месяцев). Поэтому все виды обрядности, в том числе ритуал игры, были связаны с лунной календарной символикой. Богиня могла выступать как главная покровительница игры в мяч. Это тем более вероятно, что ритуал игры был семиотически связан с реинкарнацией душ. О том же говорят и материалы этнографии: ирокезы играли в мяч во время шести ежегодных праздников лунного календаря, а индейцы в низменностях Колумбии - по полнолуниям в начале двух сезонов года (лунных полугодов), когда в лесах созревали плоды; игроков уитото называли людьми Луны и считали, что игра в мяч способствует плодовитости женщин, животных и растений. Девять миров перевоплощения. Символика чисел (в основном от 9 до 15 ) на мячах или в коротких надписях рядом с ними неясна. Можно предполагать связь этих цифр с числом выигранных очков (а их, в свою очередь, с количеством засеянных полей, которые владыка жаловал тому или иному храму), или, как Л. Шиле и Н. Грюбе, связать их с числом ступеней стадиона48. Возможно и иное предположение: в тех случаях (а их большинство), когда отдельно или в блоке с in-nga (Т501:23 . семена , посевы , дожди ) на мячах и рядом с ними стоит число 9 (равное, в частности, числу круглых маркеров со стадиона в Тенам-Росарио в Чьяпасе) блок можно трактовать как Девять [множество] плодов . Однако, скорее всего, блок IX in ассоциировался с девятью сферами/мирами преисподней, девятью ночами ( лунами ) - темными домами Луны - и с девятью периодами по 91 день каждый (таково, как отметил Дж.Э. Томпсон, расстояние между равноденствиями и солнцестояниями в году49). В течение 91 дня очищаемый в Шибальбе призрак, находясь во власти поочередно каждого из девяти повелителей сфер преисподней - владык одной из девяти ночей архаичной 9-дневной недели, - проходил каждую из этих сфер. За 819-дневный период (91 х 9 = 819), как показал Ю.В. Кнорозов, душа умершего, пос, совершала большой путь очищения в преисподней и реинкарнировалась. Тот же путь очищения и перевоплощения через девять сфер преисподней-пещеры проходили и призраки умерших у науа; владычицей одной из сфер считалась богиня земли, плодородной грязи, любви и порождения Тласолтеотль - старая богиня Луны у науа. Все сказанное, мы полагаем, говорит о том, что мяч во время поминальных игр воспринимался как символ плода - реинкарнирующейся души, от которой, как считалось, беременела женщина. Мяч служил также символом Луны и богини Луны, участвовавшей в процессе реинкарнации: это в ее лоне - мировой пещере - плод очищался для последующего воплощения в лоне женщины, которой покровительствовала богиня. Поэтому имя богини появляется на мячах и в надписях, сопровождающих игры. |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
Первые археологические находки![]() Только спустя почти триста лет, в 1869 г., впервые в печати появляется сообщение о неизвестной до того времени цивил... |
Возвращение Фредди Кристэла![]() Прошло четыре года после исчезновения Фредди Кристэла, и на ранчо Робинсона о нем забыли. И вот однажды вечером, ближе... |
Армия инков![]() До прихода испанцев это была самая сильная и самая многочисленная армия в Южной Америке. Каждый мужчина в возрасте от ... |
Великие открытия и изобретения индейцев Мезоамерики![]() 1. Шоколад. Приблизительно в начале нашей эры в районе полуострова Юкатан обосновались индейцы майя. Здесь для себя... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Диаохи![]() К концу II тысячелетия до и. э. в юго-западной части древней Грузии возникли крупные племенные союзы. Одним из таких ... |
Кочевники Центральной Азии![]() Со второй половины I тысячелетия до н. э. в жизни Европы и Азии начинают играть всё большую роль кочевники Центральной... |
Саки (племена)![]() Са ки (др.-греч. Σάκαι,лат. Sacae) — собирательное название группы ираноязычных[1][2][3] коче... |
|