Племена Америки:
Развитие МезоАмерики:
![]() Эволюция символа Цветок и Песня в Центральномексиканской культуреОдним из наиболее значимых символов культур Центральномексиканского нагорья (д... |
![]() Космологическая модель индейцевВ небесном центре располагается «владыка года» Шиутекутли, связанный с огненно... |
![]() Проблема двойственности и пути ее разрешения в мифологии МесоамерикиДуальность — один из древнейших герметических принципов, лежащий в основе Всел... |
|
Игра как победный танец |
Культура и развитие - Игры Индейцев |
Посланник добывался в военном походе и отправлялся к богам на поле стадиона. Его голова и сердце были главными трофеями в игре, и сама она мыслилась как сражение: в мифах герои играют в мяч с антагонистами не на жизнь, а на смерть; проигрыш в игре влечет смерть или равносилен смерти; мяч-молния служит грозным оружием (прародитель уитото в игре мячом обезглавливает соперников, бог-Ягуар в сцене сражения с героями-близнецами повержен брошенным в него мячом и т.д.). У игроков-воинов за спиной висят трофейные головы; спереди игровой пояс украшен фигурными протекторами в виде отрубленных голов и черепов. В обеих командах-соперницах тела игроков раскрашены в цвета войны, волосы их торчат дыбом - как у воинов, идущих в бой, диски-маркеры из перьев в руках у них подобны круглым военным знаменам. Знаки есh', звезда , и колючие раковины, символы планеты Венеры - Воительницы и Разрушительницы - появляются в сценах и надписях и говорят об играх после победных походов, совершаемых в соответствии с циклом планеты (например на теле двух карликов и в надписи над ними). Прямые ассоциации игры с войной выявляются и на языковом уровне: понятия играть в мяч , соревноваться , сражаться , война , борьба , игра в языке майя Юкатана выражались одним словом - p'itzba. Владыка-игрок в победных сценах одет в шкуру ягуара и особый головной убор военных предводителей в виде широкополой шляпы с перьями на полях - как у древнейшего воителя, бога-громовника Тош. На стеле 7 в Сейбале правитель-игрок восхваляется как благой, в гневе пленивший ; на парном рельефе перед танцующим владыкой-игроком сохранилась часть блока: взявший двух пленников . Правитель участвует в играх в честь военных побед, в которых разыгрываются пленные: их отправляют с посланием к богам войны. Мяч после победного гола владыки Йашчилана возвращается на ступени с вписанной в него фигурой посланника;его роль исполняет тот же полководец, пленение которого славят сцены и надписи на многих рельефах города. Игра мыслилась как военный и жертвенный танец: игроки в сценах танцуют под аккомпанемент трещоток и барабанов с теми же жестами и оружием, что и воины перед алтарем или столбом, отправляющие пленников к богам. В играх участвуют также трубачи, дующие в горны и сигнальные раковины. Покровители игры в мяч, боги-Обезьяны на пальме из Веракруса трубят, стоя на платформе стадиона; судья, букв. считающий [очки] , омон. трубящий 57 в сцене на сосуде начинает играть на раковине в момент победного броска в знак того, что цель достигнута и должна последовать жертва. Горны, которые делались из длинных тыкв, hom/homa, и по омониму ассоциировались с глубоким и темным ущельем/пропастью/пещерой, витые раковины морских моллюсков и улиток, а также барабан (в виде большого глиняного сосуда, как у лакандонов, или полого ствола дерева, воспринимались как символические аналоги пещеры (а бог-Улитка и хозяин полового дерева , Вотан, - как ее владыки). Эти сакральные инструменты в ритуалах, связанных с освобождением душ, говорили голосами богов, оповещали об их приходе. |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
Цинцунцан. Жилище колибри![]() Когда Кристобаль де Олид с полком испанских конкистадоров впервые прибыл к озеру Пацкуаро в 1522 году, он обнаружил у ... |
В ГЛУБИНАХ ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА![]() Судя по письменным источникам, представления майя о вселенной и о смерти сводились к следующему. Над плоской поверхнос... |
Шаманы центральной и северной Мексики![]() Определение шамана далеко от точности. Некоторые считают, что существует множество типов шаманов. Липп (см. Гл |
ДРЕВНЕАЦТЕКСКИЕ ТЛАТОАНИ![]() Акамапичтли (1376-1396), первый ацтекский правитель, имел весьма символическое имя: оно в переводе означало «пучок... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Колха![]() Сведения о Колха сообщают нам урартские надписи VIII в. до н. э. Так называли урартийцы колхские племена |
МОНГОЛЫ![]() МОНГОЛЫ – группа кочевых племен Восточно-Центральной Азии, которые в начале 13 в. объединились в единый народ под пред... |
Распад «державы гуннов»![]() «Держава гуннов» после потери Восточного Туркестана (Синьцзяна) в конце II в. начала клониться к упадку. Своими завоев... |
|