Племена Америки:
Древняя Америка:
Люди Отоми![]() |
Поздний классический период![]() |
Засуха![]() |
Развитие МезоАмерики:
![]() Культура СандиаМы уже упоминали эту культуру, когда речь шла о кочевых охотниках. Она существ... |
![]() ВанильВаниль - высушенные после провяливания недозрелые плоды (стручки) тропического... |
![]() Развитие медицинских знанийМедицина великих цивилизаций доколумбовой Америки была на уровне основных дост... |
|
Происхождение мира, солнца и луны |
Древние племена - Индейцы Мезоамерики |
Постоянный и абсолютный элемент единства воспринимается как конечная основа, дающая начало всей жизни. Науа по-разному описывают первопричину, но она всегда существует и активна: in oc yohuaya, in ayamo tona, in ayamo tlathui, «когда всё ещё был мрак, до того как солнце начало светить, до рассвета». В Пополь-Вухе также упоминается эта основа в действии «когда всё было безмятежным, в тишине, в покое, одиноким, пустым […] в темноте, во мраке». Для науа богом того времени был Ометеотль, Бог Двойственности: Ометекутли, Владыка Двойственности, Омесиуатль, Владычица Двойственности. Майя Юкатана изобразили верховную пару на страницах 75-76 Тро-Кортезианского Кодекса (Мадридский Кодекс), называя их Ишчель «Она кто наделяет» и Ицамна, «Дом Игуаны», матерью и отцом всех богов. В то же время, киче звали их Алом и К’аалом или «Он кто рождает» и «Она кто зачала». Иногда миштеки ссылались на пару по имени календарного дня 1-Олень, божество, которое было как мужского пола, так и женского, как представлено на странице 51 Кодекса Виндобоненс и в Свитке Селдена. Ссылки на двойственность основы в происхождении жизни также были обнаружены и в других месоамериканских песнях и молитвах, вплоть до существующих в наши дни. Анхель Мария Гарибай отмечает, что у отоми это Маката и Макаме, Великий Отец Бог и Великая Мать Богиня. В то же время, Луис Рейес Гарсия упоминает, что у науа Веракруса и Пуэблы эту пару называют Титата «Ты кто Отец» и Тинана «Ты кто Мать». В труде La Historia de los mexicanos por sus pinturas (История мексиканцев по их рисункам) отмечается, что «бог, именуемый Тонакатекли, кто взял в жёны Тонакасигуатль (Владыка и Владычица нашего существования) был отправлен и всегда находился на тринадцатом небе, о происхождение которого никогда не было известно». Пластичные изображения этой пары есть в Кодексе Vaticano A и в вышеупомянутом миштекском манускрипте, Свитке Селдена. Посредством других богов, их детей, эта пара была представлена и в последующих эпохах, вплоть до наших дней. В Пополь-Вухе есть упоминание об этой преемственности солнц или эпох, как есть оно и в Libros de Chilam Balam (Книги Чилам Балам), Leyenda de los soles, Кодексе Vaticano A и в четырёх мешикских барельефах, в т.ч. и в Камне Солнца. Три других монумента: Камень Солнц, находящийся в Национальном антропологическом музее INAH (Национальный Институт Антропологии и Истории, Мексика); Солнечный Диск, хранящийся в музее естественной истории Пибоди при Йельском университете; и Каменная Плита, в которой упоминается возведение на престол Мотекусомы Шокойоцина, выставленная на показ в Чикагском художественном институте. Следует отметить, что у науа имена мировых эпох совпадают с названиями четырёх элементов. Между тем, майя полагали, что эпох было четыре, в отличие от пяти у науа. Последняя эпоха, носящее то же имя, что и день Науи Оллин, или 4 Движение, имеет своё происхождение в древнем Теотиуакане, что для такого народа как мешики было вдвойне священно. Это было также местом величественных монументальных строений, где боги создали Солнце и Луну. |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
Указы Томаса Лопеса![]() Королевская Пограничная Аудиенсия. Обнародовано в 1552 году. Королевская Аудиенсия в Гватемале в ответ на запрос о... |
Социополитическая организация и ритуал тарасков![]() Тараскская социополитическая организация и ритуал отражает сложные и двойственные взаимоотношения местизо с тараскам... |
Флопси, Мопси и Типси толкование кроличьего символа в ацтекской иконографии![]() Маленькие, но вездесущие кролики играли важную роль в древней ацтекской иконографии. Точтли (кролик) был восьмым знако... |
Основные виды и темы ольмекского искусства![]() Необычному и яркому ольмекскому искусству посвящена, несомненно, наибольшая часть публикаций по ольмекской проблемати... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Нашествие киммерийцев и скифов и его последствия![]() В середине VIII в. до н. э. разгорелась ожесточенная борьба между царствами Урарту и Колха |
ХМОНГ![]() Общая численность хмонгов в Юго-восточной Азии приближается к 5 миллионам человек. В Лаосе употребляется их самоназван... |
Диаохи![]() К концу II тысячелетия до и. э. в юго-западной части древней Грузии возникли крупные племенные союзы. Одним из таких ... |
|