Племена Америки:
Развитие МезоАмерики:
![]() Доколониальная эпохаВ преиспанской культуре у науа существовали самые разные виды шаманов, которые... |
![]() История Индий Новой ИспанииПервыми воинами, вступавшими в схватку, были те, кого называли Куачик, кто был... |
![]() Текила (Пульке или Октли)Саму текилу в её сегодняшнем виде индейцы, конечно же, не придумали, но истори... |
|
ДРЕВНЕАЦТЕКСКИЕ ТЛАТОАНИ |
Древние племена - Ацтеки |
Акамапичтли (1376-1396), первый ацтекский правитель, имел весьма символическое имя: оно в переводе означало «пучок стрел» [119, с. 190; 329, с. 107]. Среди чичимеков был ритуал: занятие той или иной территории отмечалось выстрелами из лука в каждую из сторон света [227, с. 27; 407, с. 18]. Таким образом, «пучок стрел», изображение которого в разных вариантах входило в состав пиктограммы имени первого ацтекского правителя, знаменовал приобретение им властных функций. Кроме того, будучи колуаканцем, первый правитель считался наследником тольтекской традиции. Это усиливало легитимность его прав и облегчало их признание окружающими городами-государствами. Ацтекские правители назывались тлатоани (от ацт. tlatoa — «говорить», «приказывать»). Таким образом, Акамапичтли стал первым в списке ацтекских тлатоани (см. рис. 13). С приходом его к власти и в дальнейшем жрецы и родовые старейшины постепенно стали терять свое преобладающее влияние, хотя и не утратили его полностью. В частности, в формальной процедуре избрания, кроме вождей родов, воинов, участвовали и жрецы [391, с. 788]. Впрочем, следует сказать, что не все ясно в отрезке истории между основанием Теночтитлана и приходом к власти Акамапичтли. Во всяком случае, это было замечено еще первыми европейцами, занимавшимися изучением древнеацтекской истории, в частности, одним из испанских миссионеров и историков XVI в. Х.Мендиетой. Последний писал, что, согласно имеющимся у него данным, у Акамапичтли был отец (с тем же именем), который правил какое-то время после смерти вождя ацтеков Теноча. Подобное предположение и логично и правдоподобно, поскольку приписываемое Теночу 52-летнее правление (от основания Теночтитлана около 1325 г. и до прихода к власти Акамапичтли-сына в 1376 г.), по мнению Х.Мендиеты, слишком велико для одного человека (к тому же Теноч в момент основания города мог быть уже зрелым человеком). Х.Мендиета далее сообщал, что, по его данным, Акамапичтли-отец был убит неким «тираном», который хотел убить и его сына, но матери удалось на лодке тайно увезти мальчика в Коатлинчан, что спасло ему жизнь [291, с. 148-149]. Почему же ацтекская династическая история начинается с Акамапичтли-сына? Не исключено, что здесь сыграли решающую роль этнические корни последнего, необходимые по идеологическим установкам того времени для утверждения законности ацтекской династии. Его отец, как, впрочем, и Теноч, не имели таковых и, следовательно, не могли считаться основателями ее. Поэтому время, когда у власти находился Акамапичтли-отец, приписали Теночу, «подогнав» период его правления к 52 годам, т.е. к длительности 52-летнего календарного цикла. Несколько искусственной, кстати, в этом свете представляется и дата основания Теночтитлана, произошедшего, согласно таким подсчетам, за 52 года до прихода к власти Акамапичтли-сына. Не все ясно и с обстоятельствами утверждения во власти последнего. Выше приведена версия, согласно которой приход к власти Акамапичтли означал укрепление власти военных, символом чего стало присвоение ему титула тлатоани. Однако есть источники, в которых сообщается, что сначала Акамапичтли был, как и предыдущие ацтекские правители, вождем-жрецом, занимающимся культовыми церемониями и лишь отчасти управлением, и что только в 1383 г. («8. тростник») он получил титул тлатоани. Более того, в «Кодексе Мендосы» говорится, что первоначально ведущую роль играла его жена Иланкуэитль, бывшая, как и Акамапичтли, колуаканского происхождения29, а он считался лишь одним из старейшин [173, с. 34; 400, с. 95; 407, с. 19], точнее, выполнял роль главного военного вождя, имевшего особый титул сиуакоатль (ацт. Cihuacoatl — «пернатая змея», сложный синкретический религиозный образ и символ, означавший единство сил земли — змея — и неба — орел, единство противоположностей). Наконец, есть версия, что Акамапичтли и Иланкуэитль осуществляли своего рода кондоминиум и что только после смерти Иланкуэитль он стал собственно тлатоани [407, с. 19] 30. Как бы то ни было, согласно официальной древнеацтекской истории, с приходом Акамапичтли у ацтеков появился тлатоани и Теночтитлан получил статус «сеньории», или, как это известно по древним источникам, тлатокайотль (ацт. tlatocayotl — понятие, означающее «режим правления тлатоани», в противоположность существовавшему до этого правлению совета вождей ацтекских родов) [76, с. 78; 407, с. 20]. Однако те ацтеки, что поселились в Тлателолько, отказались признать нового правителя, и таким образом их конфликт с Теночтитланом продолжался. Кроме того, как утверждает одна из хроник, когда в Теночтитлане появился тлатоани Акамапичтли, у тлателольков уже был правитель. Им был некий Тлакотен, родом из Аскапотсалько, правивший, однако, всего 200 дней. Но именно он положил начало династии в Тлателолько [271, с. 15], которая таким образом, в отличие от Теночтитлана, связанного с Колуаканом, была обязана своим появлением Аскапотсалько. После него правителем Тлателолько стал Куакуапитсауак [352, т. 2, с. 7], который был сыном Тесосомока. Это случилось сразу после прихода к власти Акамапичтли в Теночтитлане. Таким образом, ацтеки Теночтитлана были связаны династически с колуа и тольтеками, а тлателольки — с Аскапотсалько. Была еще одна важная специфическая черта тлателолькской формы правления: в отличие от ацтеков Теночтитлана они до последних дней независимого существования своего города видели в своем главе прежде всего жреца и лишь затем светского и военного вождя. Возможно, потому, что военных завоеваний, сравнимых с теми, что вели ацтеки Теночтитлана, они не вели. Тлателолько развивался как важный торговый центр Мексиканской долины и после длительного скрытого и открытого соперничества в конце концов был покорен Теночтитланом и стал одним из его городских районов (о чем, впрочем, речь пойдет ниже). Будучи зависимыми от Аскапотсалько, ацтеки, естественно, несли по отношению к нему определенные повинности. Вскоре после прихода к власти Акамапичтли Тесосомок, опасаясь ослабления своей власти над ацтеками, потребовал от них двойной дани за пользование землей в виде рыбы, охотничьих трофеев, плодов земледельческого труда. Сказочные, фольклорные мотивы сопровождают в источнике этот рассказ. Акамапичтли якобы сначала впал в уныние от такого приказа, но его успокоили жрецы всесильного бога Уитсилопочтли. Благодаря его божественному содействию двойную дань ацтеки смогли выплатить. Но Тесосомок не успокоился и отдал новый приказ в духе древнего широко распространенного фольклорного сюжета, где герой (герои) подвергается серии испытаний. В соответствии с приказом правителя Аскапотсалько кроме обычных статей дани ацтеками должны были быть преподнесены утка и цапля, сидящие на яйцах, причем чтобы в тот момент, когда груз прибудет в Аскапотсалько, у обеих птиц должны вылупиться птенцы. И этот приказ с помощью Уитсилопочтли был выполнен. Сами тепанеки были смущены и даже потрясены таким поворотом событий, ибо считали выполнение приказа неосуществимым. В целом ацтеки выплачивали дань Аскапотсалько около 50 лет [173, с. 36-38]. В эпоху Акамапичтли Теночтитлан отстраивался, возникали новые чинампы. Это было связано с ростом численности населения, а также со стихийными бедствиями, имевшими тогда место. Действительно, по данным источников, в год «7. кролик» случилось наводнение и многие ранее построенные чинампы были разрушены. В результате на следующий год («8. тростник») разразился голод и ацтеки вынуждены были питаться только водорослями и рыбой [219, с. 52]. За время правления Акамапичтли произошли важные изменения в социально-политической сфере. Являясь ацтеком только наполовину, он тем не менее, как говорится в источнике, «испытывал симпатию» к ним. Акамапичтли консолидировал ацтеков, участвовал в учреждении новых общественных институтов. В частности, это касается появления особой системы выборов тлатоани. Источник сообщает, что у него были «доблестные сыновья», однако он умер, не назвав наследника, предоставив тем самым свободу выбора тлатоани своему ближайшему окружению, верхушке знати. От него идет меритократическая традиция, в соответствии с которой избирался самый лучший среди целого ряда достойных кандидатов, родственников умершего [31, с. 335; 37, с. 34; 162, с. 47; 173, с. 34; 352, т. 2, с. 1]. Происхождение этого обычая связано, конечно, с обстоятельствами внутриполитической борьбы того времени, он стал формой компромисса между жречеством, родовой знатью и военными, хотя в источниках его введение и преподносится как личная заслуга Акамапичтли. Впрочем, традиция наследования вскоре изменилась, о чем речь пойдет ниже. Видимо, к этому времени относятся и первые административные преобразования — разделение Теночтитлана на четыре основных городских района (позже число их увеличилось): Мойотла, Теопантлака, Атсакуалко, Куэпопан [173, с. 40; 384, с. 19]. Участвовал Акамапичтли и в начале государственного оформления официальных религиозных культов. Есть сообщение, что на 6-й год своего правления он приказал сделать для храмов изображения некоторых богов [270, с. 15]. Считается что в его время начала складываться так называемая новая знать, отличающаяся от старой, родовой. Согласно источникам, каждая община города дала Акамапичтли жену и их дети положили начало новой знати [320, с. 17; 347, с. 344]. На деле же ее формирование было связано прежде всего с размахом военных действий, которые во времена Акамапичтли ацтеки по-прежнему вели под эгидой тепанеков Аскапотсалько, хотя в источниках и говорится, будто они сами завоевали те или иные города [291, с. 148]. Среди первых жертв завоеваний после прихода к власти Акамапичтли следует назвать г. Мишкик (1378 г.). Тесосомок, используя ацтеков и покоренный ранее (1375 г.) Чималуакан-Атенко, захватил г. Шико (1381 г.), чем ущемил интересы сформировавшейся к тому времени сильной конфедерации на юге Мексиканской долины — Чалько-Амекамекан [231, с. 113]. В 1393 г. ацтеки и тепанеки Аскапотсалько поставили под контроль на юге небольшой островной город Куитлауак [201, с. 12]. Наконец, в 1396г. после нескольких лет противостояния они сумели сломить древнюю Куэрнаваку (Куаунауак, совр. шт. Морелос), влияние которой простиралось в то время, возможно, до р. Бальсас. Последняя победа была чрезвычайно важна в экономическом плане, поскольку именно из этого района в Мексиканскую долину поступал хлопок, ткани [122, с. 37; 137, т. 1, с. 27; 201, с. 10; 231, с. 120; 267, с. 127; 270, с. 15; 299, с. 241]. Подводя итог времени правления первого ацтекского тлатоани, следует сказать, что оно стало в значительной степени программным для всех последующих тлатоани как в области внутренней, так и внешней политики. Акамапичтли умер после 20 — 21 года пребывания у власти |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
Статуэтка из Тустлы![]() Следующим этапом в изучении этой культуры была находка небольшой нефритовой статуэтки. Она была найдена крестьянином-и... |
Формы землевладения![]() Как известно, формы собственности на землю являются ключом к Пониманию многих других вопросов в болыпинстве древних об... |
Испанское вторжение![]() Отоми из Тлашкалы стали первыми, кто оказал сопротивление Испанскому вторжению. По легенде, Тлашкальцы отправили Отоми... |
ФИЗИКИ ПОМОГАЮТ АРХЕОЛОГАМ![]() Конференция закончилась. Участники ее разъехались. Но нерешенных проблем по ольмекам после этого отнюдь не убавилось. ... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Гунны![]() Первое крупное племенное объединение на территории Центральной Азии складывается ещё в конце III в. до н. э. у гуннов |
Сако-массагетское объединение племен![]() САКО-МАССАГЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПЛЕМЕН, насельники древнего Турана, название которого впервые появляется в «Авесте», как... |
Образование крупных объединений армянских племен![]() Как отмечалось выше, после разгрома Урартского царства в северных его районах главенствующее положение занимают грузин... |
|