Племена Америки:
Развитие МезоАмерики:
![]() ВСТРЕЧА МЕСОАМЕРИКАНЦЕВ С ЮЖНЫМИ СОСЕДЯМИВ предыдущих главах мы познакомились с удивительным мифом майя. Чем ближе стал... |
![]() Жизнь и работа в древней МексикеКогда сын правителя достигал 5 лет, его отправляли в храм, чтобы он там служил... |
![]() Этап КошкатланЭтот период длился с 4900 до 3500 г. до н. э. (Этап Кошкатлан датирован Р |
|
Мяч как символ души и плода |
Культура и развитие - Игры Индейцев |
Обратимся теперь к центральному и важнейшему игровому атрибуту - мячу из каучука. Надписи, символы, числа и даты на мячах и рядом с ними дают нам ключ к разгадке символики игры и подтверждают нашу идею о том, что игры были частью поминальной обрядности. По текстам на сосудах известно, что в место очищения в пещере-преисподней спускалась лишь одна из нескольких душ человека - душа-тень, призрак, именовавшаяся nос(T227, син. др. tep, ст. pix-aan). Как показал Кнорозов38, все четыре термина были этимологическими синонимами и означали завернутый , покрытый : труп покойного заворачивали в саван в эмбриональном положении и помещали в сосуд или погребальную камеру - символически возвращали в утробу пещеры-земли. Здесь боги-предки освобождали душу от плоти - очищали ее, в результате чего она уменьшалась до размеров эмбриона. Эта очищенная душа изображена в ряде сцен в руках у очистителей в виде плода определенного растения или прозрачной сферы. Такой душа улетала в лоно женщины или слетала в него падающей звездой (др. nос ес h', омон. призрак-звезда , см. Д376): падающие звезды поныне у майя считаются воплощенными душами умерших предков, которые в утробе женщин превращаются в души новорожденных. В тексте на описанном выше сосуде с датой возвращения призрака правительницы, душа так и названа - nос есh' (надпись над платформой стадиона): [В день] XI Ик' / 10 [числа месяца] Иаш-ку / [вернулась] падающая звезда / ушедшей женщины . Видимо, в день возвращения души из преисподней разыгрываемый в поминальной игре мяч воплощал эту очищенную душу-семя, призванную оплодотворить женщину. Об этом, на наш взгляд, говорят и надписи на мячах. В них два доминирующих морфемных знака - in (Т501), семя , посевы , дождь , и с h'uр (Т239/1000/1026), женщина ; оба они тесно связаны между собой и с семантикой плодородия. Очищенная душа правительницы в дешифрованной Кнорозовым надписи на поминальном сосуде из Наранхо играет роль такого оплодотворителя: приход правительницы - возвращение ее очищенного призрака на землю - приносит дождь на поля39. Дождь же универсально мыслился как семя (на ольмекских рельефах в Чалькацинго, например, капли дождя, падающие на землю, показаны как фаллосы). Миф науа о зачатии главного бога астеков Уицилопочтли подтверждает нашу идею о мяче как символе зрелого плода, готовой к реинкарнации души умершего: богиня плодородия Коатликуэ (вариант богини Луны) на священной Змеиной горе зачала сына от упавшего с неба оперенного мяча40. Связь мяча по форме и по сути с плодом и семенем подтверждается и другими данными. Например у уитото каучуковый мяч, как и сам праздник игры в мяч, назывался uike и символизировал все плоды, uike, принесенные на праздник; мяч-Уике считался душой и сыном прародителя уитото - патрона инициации и великого игрока, который в игре сражался против божеств подземного мира41. На посвященном правительнице круглом маркере из Чинкультика знак женщины стоит на мяче и в надписи, идущей по краю маркера (три такие круглые плиты обычно отмечали концы и центр поля стадиона). В центре рельефа - владыка-игрок в победной стойке перед мячом. На мяче - блок из пяти знаков; в центральный знак женщина , вписаны в виде ее ушного украшения знаки (женщины) единственный призрак [вернулся] в крепость . Особо отметим, что присутствие на описываемом рельефе иероглифов, характерных для поминальных текстов, - явление крайнередкое для монументальных надписей: после иероглифа вводной серии и даты эры майя (соответствует 590 г.), следует блок с титулом, который мог принадлежать как правительнице, так и богине (часть его - высокая [небесная, самая знатная] женщина ); далее - имя божества созвездия VII Летучая мышь , и имя Духа-Улитки. В формуле возрождения имя владыки пещеры-преисподней Улитки служит обозначением страны, куда уходили души умерших; здесь они находились во власти бога Летучей мыши и затем отправлялись к женщине для реинкарнации. Все это, на наш взгляд, говорит о том, что рельеф был выбит в честь умершей правительницы. День ее поминовения - возвращения ее очищенной души на землю - был отмечен торжественной игрой в мяч. |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
Происхождение Отоми![]() Жак Сустель ссылается на Саагуна, ставя людей говоривших на языке Отоми в один ряд с теми, кто говорил на языках Нуаут... |
Зарубежные противники концепции “материнской культуры”![]() Существовали и другие точки зрения, противоположные концепции материнской культуры . Так, например, Филипп Дракер х... |
Кто убил Монтесуму II ?![]() Кортес решил вновь использовать для облегчения участи испанцев свой главный козырь - пленного Монтесуму II. Закованног... |
Мотекусома II Младший — последний доиспанский тлатоани![]() Хотя Ауитсотль правил почти два десятка лет, он был еще сравнительно молодым человеком и, умирая, никого не предложил ... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Древние племена Малой Азии![]() К V и IV тыс. до н.э. раннеземледельческие племена Малой Азии осваивают почти всю территорию полуострова, и этот проце... |
Распад «державы гуннов»![]() «Держава гуннов» после потери Восточного Туркестана (Синьцзяна) в конце II в. начала клониться к упадку. Своими завоев... |
Восточныи уркестан![]() К западу от Китая, преимущественно в бассейне реки Тарима, были расположены города-государства Восточного Туркестана В... |
|