Племена Америки:
Развитие МезоАмерики:
![]() Остальные открытияНе все достижения индейцев (а точнее сказать не многие) оставили свой отпечато... |
![]() Развитие эмпирических знанийКак уже упоминалось, народы доколумбовой Америки достигли высокого уровня в ра... |
![]() СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЕ ИНДЕЙЦЫ: ОТ КАМЕННЫХ НАКОНЕЧНИКОВ К КАПИТАЛИЗМУИтак, несколько племен продолжали свой путь от бескрайних северных просторов к... |
|
Спуск вниз - в инициирующую пасть пещеры |
Культура и развитие - Игры Индейцев |
Близнецы спускаются в преисподнюю. Ее название, в древности общее для всех майя, означало [Место] душ умерших , или Вход в страну] призраков . Описание дороги в Шибальбу, по которой следуют близнецы, как еще в начале XX в. отметили ученые, имеет прямые параллели во многих мезоамериканских версиях посмертного пути душ умерших. Североамериканский исследователь культуры майя М. Ко, проанализировав сцены и лицевые знаки божеств в кольцевых (идущих в основном по венчику) текстах на сосудах, впервые в работе 1973 г. связал их с эпосом киче18. Правильность такой трактовки подтвердили дешифровка поминальных текстов на сосудах и интерпретация мифологических сцен на них, осуществленные Ю.В. Кнорозовым в 1974-1978 гг.19 Эти тексты - стандартный поминальный гимн, в котором описывается путь души умершего по преисподней и указан момент возвращения ее на землю, - были названы Кнорозовым формулой возрождения . В эпосе и формуле говорится, что герои мифа, как и души, спускаются в Шибальбу по холодной лестнице с очень крутыми ступенями (т.е. по горному склону) на дно глубокого и узкого ущелья; идут по берегу реки, текущей по ущелью мимо колючих тыквенных деревьев, и пересекают реку на выдувных охотничьих трубках. На перекрестке четырех цветных дорог юноши выбирают черную, западную дорогу смерти, ведущую к дворцам владык Шибальбы. Здесь героям предстоит выйти невредимыми из многих испытаний, в том числе победить в игре в мяч. В иконографии и мифах мы находим детализированный образ преисподней: Шибальба мифа - не просто подземный мир, она - глубокая горная пещера, которую олицетворяет рептилия с чертами змея и каймана. Главный в семиотическом плане элемент образа пещеры, самая характерная черта чудовища - это его широко открытая пасть, иконографическое выражение входа в пещеру и самой пещеры. Пиктограмма науа пещера , изображает морду и пасть монстра; иероглифы майя (Т365, лоно , пещера ) и (Т504, темнота , ночь , перен. пещера ) - древние переосмысленные пиктограммы, сохраняющие главные изобразительные элементы образа пещеры, - воспроизводят именно такую пасть с двумя клыками над волнами подземного водоема. Пасти мифического монстра в текстах разного рода изоморфны отверстие колодца/озера/отверстие в раковине улитки (в панцире черепахи)/вход в храм/расщелина в скале/трещина (на голове божества/в крыше храма)/седловина/развилка ветвей мирового дерева и т.д. Ольмекский крест (Т153, затянутый облаками , омон. удав ) - символ Облачной пещеры, сакрального центра мира, - изображался в пасти, глазах, на лбу и теле Облачной рептилии. Поднявшийся из первоначальных, космических вод Змей-Кайман (локальные варианты - Черепаха и Жаба) воплощал Землю и ее недра - пещеру, в которой, как считалось, рождались облака и находился неиссякающий источник мировых вод. Сцены из мифов разворачивались в его пасти. Змей-Кайман, почитавшийся как хозяин пещер и водоемов, в том числе Сенота Жертв в Чичен-Ице, олицетворял растущее в центре мира мировое дерево, ассоциировался с сейбой и изображался растущим вверх хвостом с телом, переходящим в ветви дерева (стела 25 в Исапе), или стоящим на хвосте в пещере/поднимающимся на хвосте из пещерного водоема (стела 4 в Абах-Такалике, стела 63 в Сан-Лоренсо). Зубы/наросты на шкуре были характерной чертой Каймана и его символических аналогов, сейбы, имеющей шипы на стволе, и колючего дерева эпоса киче. Пасть рептилии-пещеры в Мезоамерике служила иконографическим выражением универсальной архетипической мифологемы о зубастом лоне : вход посвящаемых в пещеру-преисподнюю понимался как заглатывание героев инициирующей зубастой пастью - как временная смерть, предваряющая возрождение. Этого инициационного мотива нет в мифе киче, но он присутствует в шаманском посвящении у майя20 и реконструируется в древнем ритуале. С ним мы встречаемся и в юкатанском мифе о пещере-лабиринте Сатунсат (ст. Zatunzat [Место, в котором происходит] исчезновение ) - первом здании из камня, сооруженном карликами на Юкатане21. Этот миф сохранил чрезвычайно архаические описания пещерыпреисподней: она лежит за подземной рекой и дорогой, кишащей змеями, и описана как белая клыкастая, изрыгающая огонь пасть монстра Каймана-Змея . Этот персонаж соответствует Облачному Кайману рукописей майя (Д4—56, 53, М20а), Кайману и Змею - стражам дорог в преисподнюю у науа, великану-Сипакне мифа киче (от науатл. Zipactli, Небесный Кайман ), хозяину пещер, озер и кайманов у лакандонов, Великому богу Ицамне . Он явно сохраняет черты патрона инициации: заглатывает инициируемых, изрыгает очищающее пламя и одновременно содержит внутри себя водоем с живой водой , сторожит в пещере книги с тайными науками . В своей поздней антропопоморфной ипостаси Кайман-Змей почитался как покровитель жрецов у майя (бог неба Ицамна) и науа (Кецалкоатл, Пернатый Змей ), изобретатель календаря, письменности и других жреческих наук (старик-Ицамна на рисунке Д9б посвящает в них юного бога кукурузы, олицетворяющего молодое поколение). |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
Что случилось с тарасками?![]() С распространением энкомьенд в Мичоакане испанцам удалось то, чего не смогли добиться ацтеки: они сделали Мехико-Теноч... |
Майеки![]() Среди исследователей нет единогласия относительно сущности этой социальной группы. Одни акцентируют внимание на недост... |
Еда и земледелие Отоми![]() Кукуруза растёт, часто вместе с бобами, перцем чили и тыквой, везде, где это позволяет почва и система ирригации... |
Письменность майя![]() В исторической науке под словом доисторический понимается период в развитии общества, предшествовавший появлению пис... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Тюркские племена Ирана![]() Страны проживания: Иран, Афганистан Регион проживания: АзияТЮРКСКИЕ ПЛЕМЕНА ИРАНА, этнические общности, близкие по яз... |
Удивительные дикие племена Мьянмы![]() Современную Мьянму населяют представители более ста народностей и племен. Среди них и моны, и шаны, и чины, и карены, ... |
Саки (племена)![]() Са ки (др.-греч. Σάκαι,лат. Sacae) — собирательное название группы ираноязычных[1][2][3] коче... |
|