Племена Америки:
Древняя Америка:
Грамматика языка науатль![]() |
Засуха![]() |
Боги древних майя![]() |
Развитие МезоАмерики:
![]() Бартоломе де Лас Касас и его времяРубежи больших исторических эпох всегда бывают периодами необычайно ускоренног... |
![]() Мифы о происхождении в МесоамерикеГоворя о мифах о происхождении, мы обращаемся к основополагающим преданиям, ко... |
![]() ВанильВаниль - высушенные после провяливания недозрелые плоды (стручки) тропического... |
|
Дома испытаний |
Культура и развитие - Игры Индейцев |
Юным героям мифа киче, проглоченным пещерной пастью, предстоит днем играть в мяч с богами Шибальбы, а ночью проходить через пытки в пяти Домах испытаний , каждый из которых - метафора мировой пещеры. Испытания герои проходят ночью и начинаются они в Домах мрака и холода (чему соответствуют мотивы сотворения мира во мраке и холоде первоначального пещерного лона и строительства карликами городов в темноте - до рождения первого Солнца). Название пещеры в древнем языке,ak'-nga (Т504:23), созвучное одному из имен ее хозяйки - великой богини Луны (лак. Ak'-na), означало темный дом ( ak' - темнота , темнота при дожде , пещерная темнота , ночь , перен. пещера ; ср. ст. actum - каменный дом , пещера ). Дом Мрака в мифах горных майя, как и дворец владыки преисподней Миктлантекутли у науа и священная пещера Votan ( Место входа [в пещеру] ) у цельталей и мамов, описывается как огромный темный дом, в котором таятся неисчислимые опасности, но в котором одновременно - залог возрождения (Вотан - третий день календаря горных майя, соответствовал дню Ак' у майя низменностей; имя Вотан и эпитет сердце народов носил Хозяин пещеры22). Далее испытания продолжаются в Домах ножей (вариант Дома пламени), Ягуаров (с рычащими хищниками) и Летучих мышей (стражей входа в пещеру с ножом на носу, где младшая пара близнецов временно терпит поражение: Летучая мышь-вампир обезглавливает героя). Все Дома испытаний - суть этапы очищения в пещере, через которые должны проходить инициируемые. Всем этим операциям, во всех подробностях изображенным на сосудах, боги-предки подвергали души умерших, освобождая их от плоти и готовя к реинкарнации: Древние майя верили, что только очищенными души могли воплотиться. Ягуары, Летучие мыши и другие боги Шибальбы в танце расчленяли призраки с помощью топоров и ножей, сдирали кожу и ткани с костей клыками и когтями, а также скребками (в том числе из рыбьих плавников, поэтому иероглиф рыбы, сау, Т738, в формуле возрождения появляется в блоке, обозначающем не только очищенный призрак, са(у)-аап, Т738.130, но и сам процесс очищения). К этому аспекту очищения, мы полагаем, имели отношения образы, запечатленные в каменных маркерах со стадионов (считаются целями для удара мячом) в виде голов Ягуаров и Летучих мышей. Важным этапом испытаний инициируемых и душ умерших было их очищение огнем. В мифе киче оно начинается со скамьи из раскаленного камня, которую предлагают гостям боги Шибальбы, затем в Доме пламени и, наконец, на погребальном костре, в который прыгают братья. Мотив испытания героев-игроков огнем в горной пещере (из которой пламя вырывается во время извержений) присутствует в большинстве развернутых версий мифа у науа, тотонаков, хопи и других народов. Таким образом. Дома испытаний в Шибальбе и являлись тем местом очищения , pok'-av (Т563а:585а), куда, согласно формуле возрождения , направлялись призраки умерших. Причем морфема pok' означала именно очищение огнем (ср. ст. рос/ро k' - обжигать огнем , поджаривать , обжигать глиняные сосуды , рос сhe' - сжигать деревья ); она же являлась семантическим ядром в группе слов, связанных с игрой: pok'-ta-pok' - место (площадка), расчищенная огнем и др. Стадион, названный в эпосе киче Pucbal Chan' - Местом жертвоприношений в игре в мяч , на котором близнецы проходят испытание игрой и где они приносятся в жертву, можно перевести и как Место очищения при игре в мяч (рuс/ро k' - фонетический переход в языках майя). Морфема ро k' по омониму означала также мыть , очищать водой (в тексте на сосуде со сценой игры в мяч23: I. Т1.563а:585а, ... u-pok'-av / F. Т109.532, chac-cu / О. Т96.501, ich-in - ...В месте очищения / [очищен] в великое время / в водоеме ). Омовение/очищение водой было еще одним универсальным инициационным мотивом: возрождение героев в мифе происходит благодаря тому, что их кости брошены в пещерную реку. Перед тем как выйти из реки, герои проходят стадию рыб (в одной из версий рыбы - живущие под корнями/в стволе мирового дерева - одна из первых рас людей; здесь удачно сочетаются значения сау, рыба , и са(у)-ааn, очищенный ). В сценах водяные богини омывают героев в водах пещерного озера, и близнецы в прежнем образе прекрасных юношей выходят из него на берег. В пасти патрона инициации Змея-Каймана - владыки небесных и подземных вод, которые поили мир, очищали, возрождали, переносили души, порождали, - ритуал инициации состоял в окроплении /омовении - символическом погружении подростков в священные , девственные пещерные воды; этот ритуал, согласно рукописям и источникам XVI в., проводили верховный жрец и его помощница-жрица24 - в древности имперсонаторы бога-Улитки и Великой богини, владык пещеры. Заполнив девственной водой большиe кувшины, боги-предки очищали души умерших, поэтому на кувшинах, как и на украшениях и атрибутах богов-очистителей, показан знак аk' - символ пещерного водоема. Пещера в центре мира (ст. chumuc cab - букв. в лоне земли ), заключающая внутри водоем (как и мировое дерево, растущее из этого водоема, заключающее реку в стволе), универсально ассоциировалась с женским лоном, плодовитостью женщин, реинкарнацией и продолжением рода. Очищению огнем и водой - двумя дополняющими друг друга стихиями пещеры - в других версиях соответствует мотив прохождения героя через печь или раскаленную паровую баню, идеально моделирующую пещеру, например, в ритуале и мифе тотонаков25 (в мифах киче и кекчи мотива испытания в бане нет, но он восстанавливается в ритуале: паровые бани в I-ХII вв. пристраивались к стадионам или сооружались поблизости от них). Ту же символику имело промывание душ умерших наркотической жидкостью, огненной струей (tooc t'oh, Т67:t'oh), которую зачерпывали из огненных кувшинов и вводили клизмами. Наркотики разного рода в ритуалах принимались для очищения - освобождения души. В сценах принятию наркотиков и толкованию трансовых видений близнецов обучает великий бог - один из главных владык пещеры26. Инициируемым подросткам на Юкатане в XVI в. давали понюхать букет особых цветов и потянуть из трубки табак: пьянящие цветы и табак входили в категорию психотропных веществ. С их помощью душа инициируемого на время покидала тело и улетала в пещеру - к истокам истинного знания27. На росписи в Тикале у танцующего бога-игрока на шее горлышком вниз висит сосуд обычной для сцен очищения и обрядов с нарко-тиками формы со знаком ak' на нем; из сосуда появляется красная змея (в виде знака огня); на шее у другого танцора показано обычное для танцующих очистителей ожерелье - др., ст. а h' (Т 12), кодирующее, мы полагаем, ритуальный возглас, который по традиции произносил верховный жрец в заключение обряда инициации: аh!, пробудись! 28. Подростки после обряда вторично рождались , пробуждались к новой жизни - выходили из пещерной инициирующей пасти возрожденными. |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
КЕЦАЛЬ И КРЕСТ![]() Крест - символ христианства. У древних индейцев Мексики и Гватемалы птица кецаль с её изумрудного цвета оперением была... |
Кукуруза и пещеры Теуакана![]() До 1945 г. происхождение кукурузы было покрыто тайной. Данные археологии указывали на наличие ранней, но не примитивно... |
История, миф и миграция в Месоамерике![]() Два свойства резко выделяются практически во всех теориях о происхождении (а их тысячи), которые выдвигаются при каждо... |
Колониальная эпоха![]() В колониальную эпоху нагвализм и шаманизм пытались идентифицировать с колдовскими практиками, существующими в Европе, ... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
ХМОНГ![]() Общая численность хмонгов в Юго-восточной Азии приближается к 5 миллионам человек. В Лаосе употребляется их самоназван... |
ИСЧЕЗНУВШЕЕ ПЛЕМЯ МЕРКИТОВ![]() Центральная Азия с древности переживала великие переселения и этнические перестановки кочевых народов. Поэтому этничес... |
АКХА![]() Горная народность, селения которой расположены в горах на севере Тайланда, в Бирме, и частично в Лаосе. Большая часть ... |
|