Племена Америки:
Развитие МезоАмерики:
![]() Изучение месоамериканских культурТщательное изучение месоамериканских культур, которые существовали на континен... |
![]() Кукуруза и пещеры ТеуаканаДо 1945 г. происхождение кукурузы было покрыто тайной. Данные археологии указы... |
![]() Текила (Пульке или Октли)Саму текилу в её сегодняшнем виде индейцы, конечно же, не придумали, но истори... |
|
Действующие лица мифа киче |
Культура и развитие - Игры Индейцев |
Команды в Пополь-Вух представлены тремя парами близнецов, носящими календарные имена; они выступают либо соперниками, когда близнецы в каждой паре играют друг против друга, либо младшая пара (Нun Ahpu, I Владыка , и Xbalaque, Маленький ягуар , дети близнецов Hun Hun Ahpu, I Владыка , и Vucub Hun Ahpu, VII Владыка ) играет против своихбратьев-обезьян ( I Обезьяна и VII Мастер ). Последние - точные аналоги богов-Обезьян у науа - почитались как покровители ремесел и прекрасных искусств, в том числе игры в мяч. Соперниками старшей и младшей пар игроков выступает также команда богов Шибальбы, представляющая двух ее главных владык (судя по именам - I Смерть и VII Смерть - еще одна близнечная пара). Исследование иконографии подтвердило идею А.М. Золотарева о том, что игровое противоборство наглядно моделировало дуально организованное общество11: в ряде сцен, судя по маскам тотемных зверей и птиц на головах игроков, соперники представляют дуальные фратрии. Наряду с парой близнецов в мифе майя-кекчи (одного из народов низменностей), фигурирует третий, младший брат, которого нет в мифе киче; он играет пассивную роль и держится в стороне от своих героев-братьев12. Этот юноша появляется в сценах на сосудах: на них он - третий близнец , порой подчеркнуто неотличимый от младшей пары героев. Его можно соотнести с известным по материалам иконографии богом кукурузы - капризным ребенком у ольмеков, выросшим у майя в слабого юношу, которого в рукописях опекают одни и преследуют другие божества (Д9б, МЗЗа, 51 а). Однако третий близнец на сосудах - не слабый и пассивный персонаж, а юный герой, соответствующий богу кукурузы мифов тепеуа и тотонаков: он выходит невредимым из испытаний и побеждает антагонистов. В сценах на керамике майя третий герой, нередко изображаемый с початком кукурузы на голове, рождается из панциря черепахи - одного из символических аналогов мировой пещеры13 - с помощью отца и дяди младшей пары близнецов. В ряде эпизодов этот персонаж, напротив, явно выделяется из тройки героев. В одной из сцен он, сидя на троне с характерным початком кукурузы в прическе, наставляет братьев: они стоят перед ним на коленях в игровых поясах и набедренных протекторах - готовые к игре. На занавесе, поднятом над троном, и в надписи за спиной юного владыки - рисунок панциря черепахи (знак bох, Т625, покровитель ), что напоминает об эпизодах мифа тотонаков, в которых бог кукурузы рождается из панциря хозяйки пещеры Черепахи - его приемной матери и покровительницы. В мифе киче панцирь черепахи заменяет отрубленную голову Хун Ахпу, повешенную как маркер для удара мяча на стену стадиона, что позволяет Шбаланке овладеть головой и воскресить брата. Вместе с тремя близнецами в сражениях с богами Шибальбы и в танце встречи душ умерших на холодной лестнице в преисподнюю участвуют три карлика (их нет в мифе киче). Все шестеро танцоров, названные в текстах на сосуде демонами супруги Ливня 14 (Великой богини, позднего варианта богини Луны, супруги бога грозы Тош), соответствовали богам шести месяцев сезона дождя в образе карликов у ольмеков: на рельефах стел 3 в Ла-Венте и Л в Трес - Сапотес они составляют свиту Великой богини Луны и ее супруга, бога-громовника, - главных богов ольмекского пантеона (указание на связь с карликами в имени богини Луны у лакандонов - Ak'-na, Мать карликов 15, и число богов в свите бога грозы у древних майя 16, подтверждают правильность такой трактовки). Карлики, спутники и помощники молодых героев в сценах на керамике, боги дождя в ольмекском пантеоне и в фольклоре Мезоамерики, фигурирующие в мифах в роли как героев, так и их антагонистов, считались древнейшей расой людей. Карлики - владыки пещеры в мифе тотонаков - в юкатанских мифах рождаются в пещерной темноте первого творения и действуют как мудрецы, правители и строители первых городов. Они играют в мяч (в сценах выступают арбитрами в игре) и возвращаются в пещеру читать хранящиеся в ней священные книги17. Помощниками героев выступают и другие персонажи: в сцене Сокол, Змея и Жаба доставляют близнецам приглашение богов смерти на состязание в игре (гравировка на раковине); в эпосе Кролик заменяет мяч во время игры, за ним устремляются боги Шибальбы, а Шбаланке тем временем овладевает головой брата и оживляет его. В мифе I тысячелетия роль Кролика выполнял Опоссум: в ряде сцен он показан с телом, раздутым в мяч; перед мячом-Опоссумом игрокисполняет победный танец. Мышь указывает младшей паре близнецов место, где спрятано снаряжение для игры. Толстый грызун, соответствующий, видимо. Мыши мифа, находит мяч спрятанным не между стропилами крыши, как в эпосе, а под троном владыки Шибальбы; сам владыка, сидя на троне, отдает приказания двум богам-птицам в игровых поясах - видимо, соперникам близнецов. Антагонистами героев, кроме богов смерти и их слуг (Летучих мышей. Сов, Ягуаров и др.), выступают бог-Попугай - персонификация Солнца, владыка мировой пещеры одного из первых творений , и двое его сыновей-великанов - боги гор и землетрясений. В мифе тотонаков антагонистами юного бога кукурузы названы четверо пещерных карликов-громов. Сцен борьбы героев с антагонистами - старыми богами Шибальбы, немало на сосудах. |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
Происхождение тарасков и расцвет государства![]() Возможно, о происхождении и исторических корнях тарасков меньше всего известно, нежели о том же у других значимых плем... |
Культура Сандиа![]() Мы уже упоминали эту культуру, когда речь шла о кочевых охотниках. Она существовала с 25 до 15 тысячелетия до н. э. (Т... |
Эволюция символа Цветок и Песня в Центральномексиканской культуре![]() Одним из наиболее значимых символов культур Центральномексиканского нагорья (долины Мехико и Оахака) является цветок ... |
Экспансия государства и роль войны![]() Самое удивительное – тараски вели войну с ацтеками и не проиграли. Это последнее, что привлекло моё внимание. Обла... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Образование крупных объединений армянских племен![]() Как отмечалось выше, после разгрома Урартского царства в северных его районах главенствующее положение занимают грузин... |
ХМОНГ![]() Общая численность хмонгов в Юго-восточной Азии приближается к 5 миллионам человек. В Лаосе употребляется их самоназван... |
Племена Китая в период энеолита![]() Данные раскопок позволяют восстановить картину жизни племён, населявших Китай в период неолита и энеолита. Важнейшим м... |
|