Племена Америки:
Развитие МезоАмерики:
Происхождение мира, солнца и луныПостоянный и абсолютный элемент единства воспринимается как конечная основа, д... |
Собака в Мезоамерике не только пищаПервые европейцы, прибывшие в Новый Свет, были совершенно не готовы к тому, чт... |
Источники по истории и медицинеПисьменные памятники Возможность изучения древних текстов аборигенов Америк... |
|
Игра в мяч в Америке |
Культура и развитие - Игры Индейцев |
Игре в мяч, распространенной в Америке до появления европейцев от Патагонии до Великих озер, посвящены сотни исследований1. Благодаря им известно, что игра выполняла множество общественных функций и занимала особое место в культуре многих индейских народов: повсюду была важным обрядовым действом, обеспечивающим изобилие дождей и плодородие, механизмом регуляции напряженных межгрупповых отношений, азартным спортивным состязанием и развлечением, приравненным к искусствам. Заимствованная европейцами, игра в мяч двумя соперничающими командами оказала решающее влияние на современные спортивные игры с мячом. Несмотря на подробные описания и исследования, начатые более века назад, игра остается столь же непонятной во многих аспектах, как и раньше. Мы попытаемся, исследуя терминологию, иконографию и символику ритуала игры, в первую очередь в культуре майя, осветить некоторые неясные аспекты этого феномена. В изучении игры мы опираемся на три главных, традиционных источника - мифологию, иконографию и архитектуру стадионов, сохранившихся среди руин древних городов. Четвертый, важнейший источник - иероглифические надписи в сценах игр на сосудах и рельефах майя - только начинает вводиться в научный оборот. Первый источник, эпос майя-киче Пополь-Вух , будет в центре нашего исследования, что тоже вполне традиционно. Миф, лежащий в основе архаической части эпоса, названный Ю.В. Березкиным мифом о героях-мстителях , относится к самым распространенным сюжетам в мифологии американских индейцев2. В нем борьба божественных близнецов с антагонистами решается в форме игры в мяч. Стандартная фабула одного из вариантов этого мифа, лежащего в основе эпической традиции не только киче3, но и тотонаков, пополука, тепеуа, тарасков, а также хопи, кабекар, кубео, уитото и многих других народов в обеих Америках4, такова: герои старшего поколения (у майя - типичная для американских мифологий пара близнецов, у тотонаков - отец героя) гибнут во время игры в мяч от рук антагонистов (у майя - богов смерти, у тотонаков - карликов-громов); сын или сыновья погибших (у киче - вторая пара близнецов, у тотонаков - молодой бог кукурузы) находят снаряжение родителей, необходимое для противоборства антагонистам, и решают мстить; они выходят победителями из испытаний и убивают или покоряют врагов. Культура киче принадлежит к горной традиции. В низменностях майя мотив игры в мяч в фабуле мифа о героях-мстителях не сохранился (здесь у майя-кекчи вместо игры фигурирует смягченный вариант испытания - соревнование в разгадывании загадок: неотгадавший загадку героев антагонист убит ими5). В этом ареале не сохранилось никаких сведений об игре (в отличие от подробных описаний ритуала игры у науа); информаторы-майя упоминают о ней лишь мимоходом как об одном из развлечений юношей6. При этом именно в низменностях в классическую эпоху (I тыс. н.э.) находился центр цивилизации майя и процветали сотни городов, в каждом из которых имелось по нескольку стадионов. Отсюда происходят рельефы, статуэтки, расписные и гравированные сосуды со сценами игр. Все это, а также само расположение стадионов у главных храмов и факт участия в матчах правителей государств говорят о широком распространении игры и ее важной роли в обрядности и культе в этот период. Некоторые из сцен на сосудах VI-IХ вв., запечатлевших ритуал игры, вслед за североамериканским исследователем культуры майя М. Ко принято ныне трактовать как иллюстрации к утраченным эпизодам обширного общемайяского эпоса. Этот эпос лежал в основе мифологической традиции майя I тысячелетия и был в значительной мере забыт в низменностях после падения в VIII-IХ вв. классической цивилизации майя. Осколком этой традиции и является Пополь-Вух 7. Отсутствие мифа у майя низменностей, а также большая близость мифологических традиций горных майя и тотонаков (в них отмечаются параллели, а порой и прямые текстуальные совпадения) привели французского исследователя А. Ишона к мысли о возможном влиянии майя на тотонаков8. Ю.Е. Березкин предполагает обратное направление заимствований и считает мотив борьбы героев с антагонистами в форме игры в мяч нехарактерным для майя: киче заимствовали его у народов побережья Мексиканского залива, откуда принесли в Х в. в горную Гватемалу9. Ниже мы приведем материалы, которые, как кажется, помогут несколько прояснить проблему с заимствованиями и ответить на вопрос, знали ли майя классической эпохи миф о близнецах, игравших в мяч с антагонистами? |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙГеографический метод вполне приемлем и для обоснования различных выводов о происхождении Пурепеча и их культуры. Основ... |
Средства передвиженияИзвестно, что колесного транспорта древняя Месоамерика и Америка вообще не знали. Если говорить конкретно о Мексике, т... |
Экономика тарасковМичоакан характерен специализацией на местном и региональном уровне в производстве, добыче, а также контроле как за ... |
Переселение ОтомиПереселение Чичимеков началось с вторжения на центральное плато в конце 12 века. В 1225 году вторжение было организова... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Бурджаны и баджгарды в АзииПребывание в I тыс. н. э. предков юго-восточных башкирских племен в Средней Азии, а точнее в присырдарьинских областях... |
ДиаохиК концу II тысячелетия до и. э. в юго-западной части древней Грузии возникли крупные племенные союзы. Одним из таких ... |
Бронзовыи век на КавказеПостоянные связи племён, обитавших в Закавказье, с переднеазиатскими центрами рабовладельческой цивилизации установили... |
|