Племена Америки:
Древняя Америка:
Играя в Патолли![]() |
Колониальное влияние![]() |
Музыка мешиков![]() |
Развитие МезоАмерики:
![]() ВСТРЕЧА МЕСОАМЕРИКАНЦЕВ С ЮЖНЫМИ СОСЕДЯМИВ предыдущих главах мы познакомились с удивительным мифом майя. Чем ближе стал... |
![]() НЕИЗВЕСТНЫЕ ТЕКСТЫПосле появления речи, ставшей основным способом передачи сообщений, возникла п... |
![]() Этап КошкатланЭтот период длился с 4900 до 3500 г. до н. э. (Этап Кошкатлан датирован Р |
|
СЕКРЕТЫ ДРЕВНЕЙ КЕРАМИКИ |
Древние племена - Майя |
Размещая экспонаты в витринах выставки и описывая их, Майкл Ко отметил про себя, что, несмотря на весь свой богатый археологический опыт, он никогда не видел сразу столько великолепных и прекрасно сохранившихся образцов расписной полихромией керамики майя I тысячелетия нашей эры. Подавляющее большинство этих красивых сосудов до сих пор вообще не попадало в поле зрения ученого мира, поскольку они [39] хранились в закрытых частных коллекциях, куда попадали из рук «гуакерос». Естественно, что место каждой такой находки оставалось, как правило, неизвестным. Правда, подобные же сосуды находили и научные археологические экспедиции. Их обнаруживали в богатых гробницах и захоронениях, принадлежавших, вероятно, царям и высшей аристократии майя. Таким образом, имелись известные основания предполагать, что и расписные глиняные вазы, выставленные в клубе Гролье, находились когда-то в царских гробницах различных древнемайяских городов на юге Мексики и севере Гватемалы. Более тщательно знакомясь с этой керамикой, профессор Ко прежде всего обратил внимание на иероглифические надписи. Они делились на две большие группы. Первая, нанесенная кистью или резцом древнего каллиграфа, помещается обычно по краю сосуда и имеет стандартный, повторяющийся характер. Надпись в этом случае начинается с глагольного иероглифа, известного и по рукописям XII—XV веков и означающего «вести происхождение», «быть потомком». В середине надписи стоят знаки, передающие понятия ,дорога» и «смерть». Завершает ее не совсем понятный эпитет, относящийся скорее всего к личности правителя или царя. Между этими более или менее понятными иероглифами расположены знаки в виде голов богов, большинство которых ассоциируется со смертью и загробным миром. Вторая группа надписей расположена, как правило, возле изображенных на вазе фигур и носит строго индивидуальный характер (имена и титулы?). При внимательном изучении изображений, расположенных на стенках большинства сосудов, можно было заметить, что все они сводятся к нескольким основным мотивам: правитель или царь, сидящий на троне в окружении своих придворных и слуг («дворцовая сцена»); двое юношей в богатых одеждах и внешне похожие друг на друга («юные правители») ; божество в виде летучей мыши-вампира с символами смерти на крыльях; какие-то скелетообразные отвратительные духи и божества; сцены человеческих жертвоприношений; ритуальная игра в мяч. Согласно весьма распространенной тогда среди специалистов точке зрения, эти сцены на расписной керамике I тысячелетия нашей эры отображают реальную жизнь и деяния тех майяских правителей и аристократов, в гробницы которых помещали данные сосуды. Однако как объяснить в таком случае обилие на этих полихромных вазах различных [40] символов (черепа, перекрещенные кости, черная раскраска лиц и тел персонажей — цвет смерти и войны — и т. д.) ? Почему на них омерзительные духи и божества? И вот, вопреки мнению большинства коллег, Майкл Ко решает: «И сцены, и тексты, запечатленные на этих изящных сосудах, относятся не к повседневной жизни майяской элиты, а к загробному миру — к Подземному царству смерти». Таким образом, согласно предположению Ко, полихромная керамика древних майя была по назначению строго погребальной и изготовлялась только для того, чтобы тут же попасть в гробницы царей и жрецов. Но для чего это делалось? Ответа пока не находилось. Майкл Ко еще больше укрепился в своих предположениях после того, как ему удалось доказать прямое совпадение некоторых сюжетов расписной керамики майя I тысячелетия с содержанием мифа о приключениях божественных близнецов в Подземном царстве, который излагается в эпосе индейцев майя-киче «Пополь-Вух». Это очень важный и уникальный документ, дающий общее представление о космологии и теогонии древних майя. «Пополь-Вух» был записан в XVI веке, вскоре после конкисты, на языке майя-киче, но латинскими буквами. Прежде чем изложить миф о приключениях героев-близнецов в мрачных лабиринтах преисподней подробнее, необходимо хотя бы в самой общей форме познакомить читателей с философскими воззрениями майя на проблемы жизни, смерти и судьбы человека. |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
Экспедиция М. У. Стирлинга в 1930-1940-е гг![]() Исследования М. У. Стирлинга конца 1930 - первой половины 1940-х гг. вошли в историю как «исследования экспедиции Наци... |
Средства передвижения![]() Известно, что колесного транспорта древняя Месоамерика и Америка вообще не знали. Если говорить конкретно о Мексике, т... |
Вопросы и ответы о 2012 годе![]() Кажется, что всеобщая шумиха о “конце света в 2012 году” снова возникла с приближением релиза украшенного спецэффектам... |
Ранний классический период![]() На рубеже III и IV вв. в Ошкинтоке начался, вероятно, этап великих преобразований и лихорадочной строительной деятельн... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Восточныи уркестан![]() К западу от Китая, преимущественно в бассейне реки Тарима, были расположены города-государства Восточного Туркестана В... |
Племена Европы и Азии во II тысячелетии до н. э![]() На огромных пространствах Европы и Азии, лежавших вне областей развития древних рабовладельческих государств, на рубеж... |
Колха![]() Сведения о Колха сообщают нам урартские надписи VIII в. до н. э. Так называли урартийцы колхские племена |
|