Племена Америки:
Древняя Америка:
ДОЖДЬ ПОБЕЖДАЕТ ВЕТЕР![]() |
Теночки покоряют прибрежные районы![]() |
Открытие Мачу-Пикчу![]() |
Развитие МезоАмерики:
![]() Великие культуры МесоамерикиК тому времени, когда у берегов Америки появились первые испанские корабли, ве... |
![]() Primeros Memoriales[стр. 81] Жрец Мехико [.. |
![]() Войны и массовое насилие рождены богатством и кланамиПервые войны на нашей планете, как и массовое насилие вообще, обязаны своим по... |
|
СЕКРЕТЫ ДРЕВНЕЙ КЕРАМИКИ |
Древние племена - Майя |
Размещая экспонаты в витринах выставки и описывая их, Майкл Ко отметил про себя, что, несмотря на весь свой богатый археологический опыт, он никогда не видел сразу столько великолепных и прекрасно сохранившихся образцов расписной полихромией керамики майя I тысячелетия нашей эры. Подавляющее большинство этих красивых сосудов до сих пор вообще не попадало в поле зрения ученого мира, поскольку они [39] хранились в закрытых частных коллекциях, куда попадали из рук «гуакерос». Естественно, что место каждой такой находки оставалось, как правило, неизвестным. Правда, подобные же сосуды находили и научные археологические экспедиции. Их обнаруживали в богатых гробницах и захоронениях, принадлежавших, вероятно, царям и высшей аристократии майя. Таким образом, имелись известные основания предполагать, что и расписные глиняные вазы, выставленные в клубе Гролье, находились когда-то в царских гробницах различных древнемайяских городов на юге Мексики и севере Гватемалы. Более тщательно знакомясь с этой керамикой, профессор Ко прежде всего обратил внимание на иероглифические надписи. Они делились на две большие группы. Первая, нанесенная кистью или резцом древнего каллиграфа, помещается обычно по краю сосуда и имеет стандартный, повторяющийся характер. Надпись в этом случае начинается с глагольного иероглифа, известного и по рукописям XII—XV веков и означающего «вести происхождение», «быть потомком». В середине надписи стоят знаки, передающие понятия ,дорога» и «смерть». Завершает ее не совсем понятный эпитет, относящийся скорее всего к личности правителя или царя. Между этими более или менее понятными иероглифами расположены знаки в виде голов богов, большинство которых ассоциируется со смертью и загробным миром. Вторая группа надписей расположена, как правило, возле изображенных на вазе фигур и носит строго индивидуальный характер (имена и титулы?). При внимательном изучении изображений, расположенных на стенках большинства сосудов, можно было заметить, что все они сводятся к нескольким основным мотивам: правитель или царь, сидящий на троне в окружении своих придворных и слуг («дворцовая сцена»); двое юношей в богатых одеждах и внешне похожие друг на друга («юные правители») ; божество в виде летучей мыши-вампира с символами смерти на крыльях; какие-то скелетообразные отвратительные духи и божества; сцены человеческих жертвоприношений; ритуальная игра в мяч. Согласно весьма распространенной тогда среди специалистов точке зрения, эти сцены на расписной керамике I тысячелетия нашей эры отображают реальную жизнь и деяния тех майяских правителей и аристократов, в гробницы которых помещали данные сосуды. Однако как объяснить в таком случае обилие на этих полихромных вазах различных [40] символов (черепа, перекрещенные кости, черная раскраска лиц и тел персонажей — цвет смерти и войны — и т. д.) ? Почему на них омерзительные духи и божества? И вот, вопреки мнению большинства коллег, Майкл Ко решает: «И сцены, и тексты, запечатленные на этих изящных сосудах, относятся не к повседневной жизни майяской элиты, а к загробному миру — к Подземному царству смерти». Таким образом, согласно предположению Ко, полихромная керамика древних майя была по назначению строго погребальной и изготовлялась только для того, чтобы тут же попасть в гробницы царей и жрецов. Но для чего это делалось? Ответа пока не находилось. Майкл Ко еще больше укрепился в своих предположениях после того, как ему удалось доказать прямое совпадение некоторых сюжетов расписной керамики майя I тысячелетия с содержанием мифа о приключениях божественных близнецов в Подземном царстве, который излагается в эпосе индейцев майя-киче «Пополь-Вух». Это очень важный и уникальный документ, дающий общее представление о космологии и теогонии древних майя. «Пополь-Вух» был записан в XVI веке, вскоре после конкисты, на языке майя-киче, но латинскими буквами. Прежде чем изложить миф о приключениях героев-близнецов в мрачных лабиринтах преисподней подробнее, необходимо хотя бы в самой общей форме познакомить читателей с философскими воззрениями майя на проблемы жизни, смерти и судьбы человека. |
Читайте: |
---|
Племена Америки:
Открытие учёных![]() Основой довольно сложно организованного общества древних майя служили крупные города на полуострове Юкатан (теперь э... |
СПОР ЕЩЕ НЕ ОКОНЧЕН![]() Исследования М. Д. Ко представляют собой новый значительный шаг на пути к пониманию мифологических воззрений, религии ... |
История, миф и миграция в Месоамерике![]() Два свойства резко выделяются практически во всех теориях о происхождении (а их тысячи), которые выдвигаются при каждо... |
Средства передвижения![]() Известно, что колесного транспорта древняя Месоамерика и Америка вообще не знали. Если говорить конкретно о Мексике, т... |
|
Племена Африки:
Европейские народы
Азиатские племена:
Укрепление связей между южносибирскими и китайскими племенами![]() До недавнего времени оставалось непонятным, почему культура восточной части территории, занимавшейся андроновсцдзди пл... |
Малые народности и горные племена Юго-восточной Азии![]() Помимо крупных государствообразующих этносов (таи, лао, кхмеры, мон, шан) на территории стран Юго-восточной Азии (Тайл... |
ХМОНГ![]() Общая численность хмонгов в Юго-восточной Азии приближается к 5 миллионам человек. В Лаосе употребляется их самоназван... |
|